Светлана Охрименко

12 июля Православная Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. На иконах они практически всегда изображаются вместе, нередко даже обнимающими друг друга. Но в своей земной жизни эти люди виделись всего несколько раз, причем у них были серьезные разногласия и конфликты. Почему же в церковную традицию они вошли неразлучными?

Апостол Петр, носивший прежде имя Симон, был простым необразованным человеком — сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской. Галилея в то время была периферийной полуязыческой провинцией, название которой стало в устах столичных жителей именем нарицательным: "Может ли что доброе быть из Галилеи?" Петр был женат и имел дом в Капернауме, а на жизнь зарабатывал, как и отец, рыбной ловлей.

Симон мог бы состариться и умереть в безвестности на берегу Галилейского озера, если бы однажды с ним не случилось событие, разделившее его жизнь на "до" и "после". Симон встретил Бога. Вернее, Бог встретил его и сказал следовать за Ним. Симон пошел за Христом. Рыболов стал ловцом людей. Симон стал Петром — камнем, на исповедании которого держится Церковь.

Импульсивный и решительный человек, который немедленно стремился воплотить слово в дело, он был одним из трех учеников, наиболее приближенных к Спасителю. Петр явился свидетелем первого видимого проявления власти Иисуса над смертью — воскрешения дочери Иаира. Он присутствовал при преображении Христа на горе Фавор, у очевидцев которого не могло остаться сомнений в том, что они живут рядом с воплотившимся Богом. Все тех же Петра, Иакова и Иоанна Господь позвал помолиться и разделить с Ним последние часы перед арестом, судом и казнью.

Неудивительно, что именно Петр дал краткий и точный ответ на вопрос Христа: "А за кого меня почитаете вы?" — "Ты Христос, Сын Бога живого". На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата ада.

После всего этого отречение Петра от Спасителя кажется нелепым и нереальным. Только что он клялся Христу в верности, готов был защищать Его с оружием в руках — и вот уже говорит, что не знает этого человека. В жизни каждого из нас найдутся грехи, предательство и отступление от истины. Важно отношение человека к этим страницам своей биографии. Закрыть глаза, сделать вид, что ничего не было — это путь в никуда. Покаяться, признать ошибку и постараться исправить ее — путь к исцелению. Воскресший Христос, видя искреннее покаяние Петра, простил ему минутную слабость и восстановил в апостольском достоинстве. Но предание донесло до нас свидетельство, что апостол Петр каждое утро при крике петуха вспоминал свое отречение и горько плакал.

Апостол Петр был первым, кто вышел на проповедь Христа и Евангелия после сошествия Святого Духа на апостолов. После его пламенной речи в день Пятидесятницы, которую сохранила для нас книга Деяний Апостольских, ко Христу обратилось три тысячи человек. Известно, что Петр проповедовал воскресшего Христа иудеям по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Испании, Британии, Риме и Карфагене. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. Среди книг Нового Завета есть и два его соборных послания. Апостол Петр окончил земную жизнь в Риме, где принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который в то время славился образованностью своих жителей. Павел имел права римского гражданина. В Тарсе будущий апостол познакомился с языческой культурой. Последующее образование он получил в Иерусалиме у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона. Будучи еще совсем молодым, Савл проявил себя ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Вскоре он получил власть официально преследовать христиан. А потом его жизнь, как и жизнь апостола Петра, в корне изменилась после встречи со Спасителем.

Во время путешествия в Дамаск Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?" На вопрос Савла: "Кто Ты?" — последовал ответ: "Я Иисус, Которого ты гонишь". Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения.

Вся последующая жизнь апостола Павла стала непрестанной проповедью Христа язычникам. Он совершил три миссионерских путешествия. С 45-го по 51 год Павел обошел Кипр и города Малой Азии, с 51-го по 54 год — Македонию и Грецию, с 56-го по 58 год он вновь посещал общины в Малой Азии и Македонии. Далее последовали несколько лет тюремного заточения. Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Известно только, что при императоре Нероне он был казнен в Риме через отсекновение головы мечом. После себя он оставил наследие, представляющее собой 14 посланий, систематизирующих основы христианского учения.

Апостолы Петр и Павел встречались на Иерусалимском соборе в 51 году. Это был первый собор Церкви, на повестке дня которого стоял первый сложный вопрос церковной жизни: должны ли христиане, обращенные из язычества, соблюдать иудейский Закон? Петр ратовал за строгость, Павел — за разумное снисхождение к людям иной культуры. Решение этой проблемы стало компромиссным: бывших язычников не обременили выполнением ветхозаветных норм, за исключением запрета на блуд и употребление в пищу идоложертвенного и крови.

Апостолы Петр и Павел были очень разными людьми, но в историю Церкви они вошли вместе. Оба апостола посвятили свои жизни Иисусу. Помимо различий во взглядах, у них была общая любовь — Христос. Следуя за Ним, они могли находить общий язык друг с другом и действовать на благо Церкви, не раздирая ее противоречиями, а скрепляя мудрыми решениями. Каждый из них, придерживаясь своих убеждений, мог услышать и расслышать другого.

Все люди разные. В этом наша слабость, но в этом и наша сила. Если мы будем спорить и до хрипоты доказывать свою правоту, каждый останется один на один со своей правдой. Если научимся слышать друг друга и находить общий язык, каждый из нас станет богаче, а вместе мы будем силой, способной изменить мир к лучшему. Пусть святые первоверховные апостолы Петр и Павел послужат нам примером того, что это возможно.