Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины
Церковно–приходская школа
«Первые шаги в православном храме»
(программа для подготовительной группы; возраст детей 5–7 лет)Пояснительная записка.
Программа для подготовительной группы является начальной, подготовительной частью программы обучения в Церковно–приходской школе (ЦПШ) и рассчитана на 1 учебный год. Составлена с учетом основной программы ЦПШ, построенной по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная тема – спасение человека через искупительную жертву и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа раскрывается в ходе каждого года обучения в новом аспекте. Программа каждого года имеет свою тематику и предметы, но она обязательно связала с этой заглавной темой.
Цель занятий по данной программе: готовить детей младшего возраста к последующему обучению в ЦПШ, закладывать только основы церковных знаний, прививать лишь первоначальные уроки церковной жизни. Для этого необходимо:
помочь детям видеть красоту и разумное устроение окружающего мира, утвердить понятие о Боге как о Творце мира;
учить детей благодарному и бережному отношению ко всему творению;
пробудить любовь к Господу рассказами о Его любви к людям;
помочь каждому ребенку вступать в живые отношения с Богом, миром, людьми (через целенаправленную индивидуальную работу);
учить ребенка распознавать добро и зло, исходя из принципов христианской этики.
научить первым навыкам молитвы;
готовить к сознательному участию в церковных таинствах.
Формы проведения занятий.
рассказ, объяснение, беседа, чтение;
душеполезные рассказы;
совместное проговаривание;
разучивание кратких молитв и церковных песнопений;
совместное участие в Богослужении;
прослушивание музыкальных записей, звонов;
просмотр книг, иллюстраций, слайдов, православных видеофильмов;
изобразительное творчество (рисование, раскрашивание, вырезание, лепка; работа в мастерской «Рождественский (Пасхальный) подарок»).
Занятие начинается и заканчивается молитвой, проводится при горящей свече.
Желательно, чтобы на каждом занятии звучало евангельское слово (притча, заповедь, отдельный стих или изречение Господа).
Примеры из художественной детской литературы (сказки, рассказы, стихи с нравственным содержанием) использовать как доступную для понимания детей помощь в раскрытии темы занятия.
При подготовке к занятиям и в ходе их проведения необходимо учитывать психологические и физиологические особенности детей младшего возраста.
При подготовке к занятиям:
определить вопросы для повторения,
строго отбирать объем информации,
продумать доступное и краткое объяснение новых для детей слов, не забывать в ходе занятия несколько раз проговаривать новые слова,
предусмотреть чередование форм и методов работы с детьми с целью привлечения и сосредоточения их внимания,
помнить, что форма занятия должна позволять ребенку проявлять двигательную активность, продумать паузы для отдыха и их разумное заполнение,
продумать место, время и форму использования наглядно–иллюстративного материала
Это поможет сделать занятия живыми, содержательными, интересными, запоминающимися.
Программа может быть сокращена, дополнена в зависимости от уровня общего развития детей, подбора и наличия необходимой литературы для примеров. Гибкость: программы обусловлена и разбором ситуаций в жизни детей.