Софья Куломзина
С. Куломзина. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ЗАКОНУ БОЖИЮ
для средней школы (с 1-го по 10-й год обучения)
1-й год обучения (7-8 лет)
Цель: Утвердить в детях понятие о Боге как Творце мира, пробудить в них любовь ко Господу Иисусу Христу рассказами о Его любви к людям. Дать первые понятия о молитве и подготовить к первой исповеди.
Откуда мы знаем о Боге? Что такое Священное Писание? Что мы знаем о времени? Что значит «век»? Как мы считаем века, годы? С какого момента ведётся наше летосчисление? Как считается время до Рождества Христова? Что такое Священное Предание и Священное Писание?
Рассказы из Ветхого Завета. Библия о сотворении мира. Рассказ о сотворении первого человека. Как кончилась его блаженная жизнь в раю?
Семья. Бог создал человека так, что ему нужна семья. В беседе необходимо дать понятие, что такое семья и какими должны быть отношения внутри семьи. Бог всегда благословлял семью. Когда земля погибала во время потопа. Бог спас от гибели семью праведного Ноя и по паре каждого рода животных (Быт. 6:5-8:19). Спасение младенца Моисея (Исх. 3).
Рассказы из Нового Завета. О Божье Матери. Рождество Божьей Матери. Введение во Храм. Благовещение. Рождество Христово (Лк. 2:1-21; Мф. 2:1-15). Детство Иисуса Христа. Сретение. Бегство в Египет. Жизнь семьи в Назарете. Крещение Господа Иисуса Христа.
О Господе Иисусе Христе и Его участии в нуждах людей. Брак в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11). Исцеление расслабленного в Капернауме (Лк. 5:17-26). Насыщение 5000 человек пятью хлебами (Ин. 6:1-14). В беседе обратить внимание, как маленький мальчик помог Христу. Христос благословляет детей.
Притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Беседу о покаянии и исповеди следует приурочить ко времени, когда дети пойдут исповедоваться.
О Тайной Вечери (Мф. 26:17-30; Мк. 14:12-26; Лк. 22:7-39; Ин. 13:1-14).
Суд над Христом. Распятие. Воскресение. Вознесение и сошествие Святого Духа.
Беседы о молитве – личной и церковной. Как можно обращаться к Богу? (Вопросами навести детей на понятия о молитве
прощения, благодарности и хвалы). Где и когда мы молимся? Дома? В Церкви? В каких случаях жизни особенно нужна молитва?
Какой молитве научил нас Господь Иисус
Христос? (Лк. 11:1-4). Разбор молитвы по прошениям (иллюстрировать
их примерами из жизни детей).
Молитва в Церкви. Богослужение. Литургия – первые общие понятия. Беседа о том, что мы видим в храме – иконостас, престол, крест, иконы, свечи, каждение ладаном, облачение священнослужителей. Объяснение разных форм крестов
(четырёхугольный, шестиугольный, восьмиугольный).
2-й год обучения (8-9 лет)
Цель: Постараться дать детям почувствовать, как Бог постепенно открывается людям, и как люди учились познавать Бога. На примерах из жизни святых показать их близость к Богу.
История Богооткровения в Ветхом Завете. Рассказ о сотворении мира (Быт. 1). Сравнение библейского повествования с тем, что говорит современная наука. Обратить внимание детей на то, что в них общего.
Откуда взялось зло в сотворенном Богом мире? История грехопадения. Насколько она повторяется в жизни каждого человека?
История потопа и Вавилонской башни. Попытки людей построить жизнь по-своему.
Авраам и его верность Богу (Быт. 14-22).
Моисей. Его жизнь в Египте. Явление Бога в Неопалимой Купине. Исход израильтян из Египта. Сорокалетнее путешествие по пустыне. Построение скинии. Дарование десяти Заповедей. (Исх.).
Царь Давид (1 Цар.; 2 Цар.). Разобрать несколько отрывков из псалмов, часто употребляемых во время богослужений.
Царь Соломон (3 Цар.; 1 Пар. 22; 28; 29).
Пророки: Исайя, Иеремия, Иона, Илия, Елисей, Даниил. Три отрока в огненной пещи.
История как Богооткровение в Новом
Завете и как ожидание Спасителя в Ветхом Завете. Иудея ко времени рождения Иисуса Христа – географические и исторические сведения.
Главные события жизни Спасителя – вспомнить то, что было рассказано в прошлом году.
К кому обращался Спаситель? Призвание учеников. История Закхея. Беседа с Никодимом. Беседа с Марфой и Марией.
Исцеление больных.
Учение Господа Иисуса Христа. Притчи о Царствии Божием, о милосердном самарянине, о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о богаче и Лазаре, о сеятеле и
др.
События от Входа Господня в Иерусалим и до Воскресения Господня (более
подробно).
Явления Христа по Воскресении. Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа.
Объяснение главных моментов Божественной литургии. Первые понятия о таинствах.
3-й год обучения (9-10 лет)
Цель: Углубить понимание детьми смысла и значения молитвенного обращения к Богу, к Божьей Матери, к святым. Укрепить в них сознание реальности, историчности событий священной Истории.
Понятия о Боге, о вере в Бога, о молитве. Беседа о том, что значит быть христианином? Что значит верить в Бога? Понятие о Боге
как о Творце неба и земли, Отце Небесном, любящем нас, волю Которого мы хотим исполнять.
Понятие о Церкви как об обществе, которое хочет жить с верой в Бога, и исполнять Его волю. Жизнь Церкви идет все время, не только во время богослужения.
Понятие о суточном и недельном кругах богослужений. Понятие о годовом круге. Каждый день года посвящен памяти какого-нибудь святого или праздника.
Церковные праздники – события из жизни Христа и события из истории Церкви. Праздник праздников – Воскресение Христово. Двунадесятые праздники. Богородичные праздники. Дни особо почитаемых святых: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, Святитель Николай и другие.
Понятия об иконах и об устройстве храма. История Казанской иконы Божьей Матери. Жизнь и труды Андрея Рублева. Надо помочь детям понять, какая разница между почитанием икон и идолопоклонством.
Вселенский Собор 787 г. Праздник Торжества Православия. Понятие о духовной жизни на библейских примерах. Бегство Ионы от Бога, вызванное страхом. Готовность
3-х отроков пострадать, если Бог не спасет их. Страшный грех и раскаяние Давида. Рассказы из Нового Завета об отношении разных людей к Иисусу Христу: учеников, последовавших за Ним, римского сотника (Мф. 8:5-13), Нафанаила (Ин. 1:45-51). Марфы и Марии (Лк. 10:40-41), Апостола Петра и др.
4-й год обучения (10-11 лет)
Цель: Углубить детское понимание духовно-нравственного содержания Ветхого Завета и проповеди Христовой. Помочь детям понять, какое отношение имеет Священное Писание к нашей сегодняшней жизни.
Четыре Евангелиста. Краткое повторение главных событий жизни Иисуса Христа, о которых рассказывалось в предшествующие годы. Учение Иисуса Христа. Чем оно отличается от десяти Заповедей Моисея?
Разбор притч о Царствии Божием, о любви к ближнему, о блудном сыне, о Страшном
Суде, о мытаре и фарисее, о сеятеле. Молитва Господня.
Как святые люди старались осуществить свою христианскую веру? Первые мученики – св. Поликарп Смирнский, св. великомученица Варвара.
Великие богословы – святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама.
Русские святые – прп. Феодосии Печерский, прп. Сергий Радонежский, свт. Тихон Задонский, прп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадтский. Беседа прп. Серафима Саровского с Мотовиловым о смысле христианской жизни.
5-й год обучения (11-12 лет)
Цель: Дать детям понятие о христианском, церковном понимании жизни и времени как пути приближения к Богу.
Беседа о времени. Каждая секунда времени моментально уходит в прошлое и уже ничего нельзя изменить в нем. Будущее не в нашей власти и мы не знаем, что будет. Как начинается жизнь, как кончается, что будет после конца нашей жизни? Авва Дорофей так объяснял смысл времени человеческой жизни: жизнь – это круг, а Бог – центр круга – Жизнь каждого отдельного человека – это движение точки от поверхности круга к центру. Чем ближе человек к центру, к Богу, тем ближе он к другим людям. Церковь помогает нам понимать время как приближение к Богу, как путь к Богу.
Суточный и годовой круги богослужения.
Божественная Литургия. Вспомнить события, связанные с установлением Литургии – Тайная Вечеря. Литургия в жизни первых христианских общин. Проскомидия. Литургия оглашенных. Ектений. Чтение Апостола и Евангелия (авторы четырёх Евангелий). Литургия верных. Великий вход. Символ Веры. Евхаристический канон. «Отче наш...» Причащение Святых Таин.
Устройство храма. Священнослужители.
6-й год обучения (12-13 лет)
Цель: Познакомить детей с героическими образами апостолов и их последователей. Дать понять, как разрешались в жизни ранней христианской Церкви вопросы и трудности, которые существуют и теперь. Догматы Православной
Церкви.
Деяния апостолов. Кем были Апостолы? Избрание Апостолов (Мф. 10:24; Мк. 3:13-19; Лк. 9:12-16).
Апостол Петр (Мф. 16:13-23; Мк. 9:2-9; Мф. 14:23-34; Мф. 26:69-75; Мк. 14:66-72; Лк. 22:55-62; Ин. 18:10-27).
Проповедь апостола Петра. Его арест.
Апостол Павел и его личность. Мученичество перводиакона Стефана и участие Павла в нем. Обращение Павла (Деян. 9),
Жизнь первой христианской общины. Таинство Крещения. Общность имущества. Преломление хлеба. Избрание и рукоположение диаконов. Путешествие апостола Павла.
Объяснение Всенощного Бдения. Понятие о суточном круге богослужений. Из каких частей состоит Всенощная – Вечерня, Утреня, Первый Час.
Общий смысл Вечерни – Сотворение Богом мира. Псалом 103. Ектений. «Господи воззвах», «Свете Тихий...»
Шестопсалмие. Псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142 – беседа о чувствах уныния и отчаяния. Объяснение терминов – кафизма, полиелей, тропарь. Чтение Евангелия. Канон – объяснение структуры девяти песней канона. Ирмосы. Первый час.
7-й год обучения (13-14 лет)
Цель: Помочь подросткам понять смысл христианской жизни через Таинства Церкви.
Объяснить освящающий смысл Таинств. Крещение. Миропомазание. Евхаристия. Покаяние. Елеосвящение. Священство. Брак.
Литургические обряды водоосвящения, погребения, пострижения в монашество.
8-й год обучения (14-15 лет)
Цель: Помочь подросткам более сознательно продумать свое миросозерцание и свою веру в свете христианского учения.
Изучение Символа Веры. Желательно вести занятия в форме поиска ответов на вопросы: Что такое вера? Почему и как был составлен Символ Веры? Кто были первые исповедники веры? Что значит верить в Бога? Что значит верить в видимый и невидимый мир? Отчего мы называем Иисуса Христа Спасителем? Почему надо было пострадать Иисусу Христу? В чем смысл воскресения Христова? Что значит выражение «Иисус Христос вознесся на небо»? Каков будет конец мира? Что значит верить в Святаго Духа? Что значит Церковь «единая, святая, соборная и апостольская»?
9-й год обучения (15-16 лет)
Цель: Дать молодёжи понятие о жизни Церкви в её историческом развитии. История Церкви (общая). Проповедь апостолов. Отношения между христианством и иудаизмом. Жизнь первых христиан. Гонения на христиан. Отношение Церкви к римской власти. Последние гонения и победы христианства. Вселенские Церковные Соборы. Возникновение и развитие монашества. Нашествие арабов. Расцвет византийской культуры. Славянская миссия. Западная Церковь в подчинении светской власти. Раскол Церквей 1054 года. Крестовые походы. Возникновение протестантизма – Мартин Лютер, Иоанн Кальвин. Возникновение англиканства. Покорение Востока турками. Освободительные движения. Обозрения православных церквей к началу XX века.
10-й год обучения (16-17 лет)
Цель: Помочь учащимся осознать церковную жизнь нашего времени в свете её исторического преемства.
История Русской Православной Церкви. Проникновение христианства в Киевскую Русь. Св. кн. Ольга. Св. кн. Владимир. Крещение Руси. Влияние Церкви в Сдельный Период. Нашествие татар и нападения с Запада. Св. кн. Александр Невский. Митрополит Алексий. Прп. Сергий Радонежский. Прп. Андрей Рублев.
Церковь в Московском государстве. Спор прп. Иосифа Волоцкого и прп. Нила Сорского. Митрополит Филипп и Иоанн Грозный. Церковный раскол. Реформы Петра 1-го и их влияние на церковную жизнь.
Святители Митрофаний Воронежский и Димитрий Ростовский.
Святитель Тихон Задонский. Прп. Серафим Саровский. Русская Православная Церковь в XIX веке. Оптина Пустынь и старцы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Церковный Собор 1917-18 годов. Патриарх Тихон. Суд над митрополитом Вениамином. Обновленцы. Положение Церкви в последние десятилетия.