Ангел-хранитель липецких бомжей чернокожий Оливье Акаа мечтает построить гостиницу для бездомных



- Сейчас наши масштабы невелики. Мы с моими единомышленниками кормим людей три раза в неделю,- говорит благотворитель Оливье.- Но это все мелочи. Я хочу, в каждом районе Липецка построить гостиницы для бездомных, чтобы никто и никогда не умирал зимой на улицах. Вот мы на днях подсчитали, оказывается, этой зимой от мороза умерло 11 человек, все они раньше к нам кушать приходили, а теперь наших друзей нет в живых. А еще я мечтаю каждый день кормить не менее пяти тысяч человек.

- Пять тысяч человек? А не большая ли это цифра для Липецка? Неужели у нас столько голодающих?- спрашиваем у Оливье.

- Нет, в самый раз, ведь я буду кормить не только бродяг, но и всех тех, кто по каким-то причинам еле-еле сводит концы с концами. Пенсионеры, например, многодетные и малообеспеченные семьи. Что плохого в том, чтобы прийти к нам в столовую, покушать вкусно и сэкономить на питании?

«СОСИСКИ - ЭТО ТАК СЕБЕ, ВЫ БЫ НАШ БЕШБАРМАК ПОПРОБОВАЛИ!!»

Столовая, в которой Оливье кормит бродяг, находится на улице 8 марта, напротив торгового центра «Европа». У входа, на лестнице, курят двое подопечных Олиьве. Одному на вид лет 60, второй - еще совсем молодой. Если бы не помятый вид и грязная фуфайка на голое тело, можно было бы смело сказать, что этому парнишке не больше двадцати.

Заходим внутрь помещения. Столовая состоит из нескольких комнат. Кладовая, небольшая кухонька, на которой разогревают обеды, готовят еду в другом месте. Самая большая комната приспособлена под обеденный зал. Из мебели два длинных стола и деревянные лавки.

Сегодня у липецких бродяг в меню сосиски, картофельное пюре, свежий помидор, хлеб и чай.

- Если из мясного колбаса или сосиски, то мы считаем это меню упрощенным,- объясняет Оливье.

- А из чего же тогда у вас состоит сложное меню?- удивляемся мы.

- А вот давайте к этому стенду подойдем. Здесь меню на несколько недель вперед расписано.

Читаем и глазам не верим. Такое ощущение, что это меню не бесплатной харчевни для бомжей, а какой-нибудь приличной заводской столовой. Два дня назад бездомных кормили котлетами, рисом и овощным салатом. Послезавтра будут давать макароны по-флотски с говядиной, компот и сдобную булку. Но больше всего удивляет меню на предстоящую пятницу - бродяг в этот день будут угощать казахским бешбармаком.



- Единственное, мы из свинины будем это блюдо делать. Настоящий бешбармак, как мне объяснили наши повара, должен быть из баранины с добавлением сала, но мы это пока себе позволить не можем. Но я думаю, всё равно будет вкусно,- словно оправдываясь, говорит Оливье.

Бесплатная столовая работает три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. Кормить там начинают в два часа дня. Клиенты столовой – люди пунктуальные. Почти все приходят к назначенному времени. Голод - он же не тетка. Вот и бегут сюда бродяги со всего города, считая каждую минуту до долгожданного обеда. Для кого-то это единственное место, где он может поесть.

- Я последний раз два дня назад ел, здесь. Я только здесь и ем. Иногда прошу, чтобы мне с собой еды наложили,- откровенничает мужчина по имени Рахим.- Зиму мы пережили, теперь полегче будет.

Рахим - азербайджанец без документов и крыши над головой. 10 лет назад приехал в Липецк на заработки. Но вместо этого докатился до паперти. Паспорта нет, его отняли практически сразу же после приезда. Напала компания подростков. Сначала они его избили до полусмерти, а потом вытащи из карманов документы и деньги. С тех пор Рахим скитается по чердакам и подвалам, живет на милостыню. Его мечта - вернуться обратно домой к отцу и братьям. Но билет на Родину стоит 15 тысяч, да и без паспорта далеко не уедешь.

- А ты пей поменьше, глядишь и соберешь на дорогу,- вмешивается в разговор молодой, на вид крепкий мужчина в безразмерном пуховике. Позже он скажет, что его зовут Александр.

- Я не могу не пить,- возражает ему Рахим.- Попробуй поспать зимой на улице без водки! Ты-то в квартире живешь и ничего про нас бомжей не знаешь!

«МЕНЯ ПРОГОНЯЛИ ИЗ РОССИИ, УГРОЖАЛИ, НО Я СТТОЯЛ НА СВОЕМ.»

Для Рахима и для других липецких бродяг Оливье - луч света в темном царстве. Для них он брат, друг, свой пацан, сынок и даже отец. Благотворительностью выходец из Камеруна начал заниматься в 2005 году. Говорит, что начал кормить бездомных после знака свыше. Полгода Оливье снился один и тот же сон: он стоит в толпе людей и раздает еду. Однажды его словно током ударило. Это же вещий сон, вот оно его жизненное предназначение - помогать всем нуждающимся.

- В первое время я сам ездил и искал тех, кому нужна помощь. А потом люди сами потянулись, как говорят в России, сработало сарафанное радио. Я раздавал еду прямо на улицах. Мы и еще несколько моих помощников организовали специальные точки в городе, куда к назначенному времени приходили все нуждающиеся. За несколько месяцев число кормящихся выросло до пятисот. А потом начались проблемы. Жители домов, которые находились рядом с точками кормления, стали на нас ругаться, писать жалобы в мэрию, требуя, чтобы запретили этот, как они говорили, «бомжовский общепит». Они говорили, что я собираю бомжей в большие компании, а это всякие заразные болезни и вечные пьянки,- вспоминает о начале своей благотворительной деятельности Оливье.

Одними криками и жалобами дело тогда не обошлось. В ход пошли угрозы. К Оливье воткрытую подходили крепкие молодчики и требовали: «Слышь, негр, вали к себе в Африку и там бомжей своих корми, а не прикроешь свою лавочку - убьем!»

- Было страшно, конечно, но я свое дело не бросил. Продолжал кормить. А через какое-то время мне мэрия официально запретила кормить людей на улицах. Но не бывает, худа без добра, спустя время чиновники дали нам вот это помещение. Денег за него не берут, единственное плохо, когда я раздавал обеды на улицах, я в день кормил по 500- 600 человек, а сейчас сюда в столовую приходит чуть более ста. Не каждый может сюда добраться. Многим нужны деньги на проезд. А где бродяге взять 10 рублей на маршрутку?- сетует Оливье.

КАК ПАРИЖАНИН СТАЛ ЛИПЧАНИНОМ.

Оливье Акаа родился в Камеруне. Позже вместе с семьей перебрался на родину матери - Францию. До 22 лет он жил не тужил, наслаждаясь тусовками гламурного Парижа. Но в один прекрасный момент родители Оливье решили, что хватит прожигать жизнь, надо получать профессию. На семейном совете решили, высшее образование он будет получать в России, там проще поступить. Через некоторое время он стал студентом саратовского мединститута.

-Однажды летом мы с моим другом захотели посмотреть российские города. Наобум выбрали Липецк. Днем ходили смотреть на памятники, а вечером отправились на дискотеку. И там я познакомился со своей женой Эллой. Она мне сразу очень понравилась. Специально ради нее я задержался в городе. Мы начали встречаться. А через два месяца я уже сделал ей предложение,- вспоминает Оливье.

- Мне тогда всего 18 лет было, совсем еще девчонка, но в глубине сердца я почувствовала, это мой человек,- вступает в разговор супруга Эля.- Слава Богу, родители не были против нашего интернационального брака. Папа у меня всю жизнь проработал моряком, он часто бывал в Африке, поэтому, когда увидел Оливье, он не показался ему каким-то необычным человеком. Единственное, бабушка сначала охала и ахала, мол, за кого ребенка отдаем, но со временем очень полюбила Оливье, внучком его своим называет.

- Мы созданы друг для друга. Еще до того как сделать Эле предложение, мне приснилось, что она моя жена. А потом как оказалось, подобный сон приснился и моей теще и она сразу поняла- сон вещий и не стала противиться нашему браку,- добавляет Оливье.

Сразу после свадьбы Оливье поменял свое французское гражданство на российское. Родственники сначала пытались его отговорить, они не понимали, зачем ему жить в России, ведь в родной Франции для его семьи будут созданы все условия. Но Оливье был непреклонен. Он решил жить в России и точка. Сейчас он считает себя практически стопроцентным русским. Отмечает все российские праздники, ездит на стареньких «Жигулях», любит блины, щи и селедку и называет тещу исключительно мамой. Недавно в семье Акаа родился третий ребенок- дочка Элизабет, еще есть восьмилетний Даниэль и четырехгодовалый Жозеф.

- А не страшно каждый раз отпускать мужа в компанию бродяг и бомжей?- спрашиваем у Эли.

- Но он же с миром к ним идет, а значит, его никто никогда не тронет,- уверенно отвечает Элла.- Разве можно сделать что-то плохое человеку, который бесплатно кормит, одевает и даже восстанавливает некоторым потерянные документы. Например, не так давно мы встретили на улице одного мужчину, который раньше постоянно ходил в столовую, а сейчас перестал. Оказывается, после того как Олиьвье помог ему восстановить документы, он вернулся к нормальной жизни. Устроился работать грузчиком, снимает комнату в коммуналке.

«ОЛИВЬЕ В ЛИПЕЦКЕ КАЖДАЯ СОБАКА ЗНАЕТ.»

Сейчас о своих первых шагах на поприще благотворительности Оливье вспоминает с улыбкой. Да, было трудно. Да, угрожали и не понимали. А еще нужно было искать спонсоров, которые могли бы дать бездомным на кусок хлеба хотя бы с дешевой с колбасой. Оливье по максимуму вкладывал в благотворительность свои личные деньги, но этого катастрофически не хватало. Со временем добрые люди все-таки появились. Некоторые из них серьезные предприниматели. У одного- сеть мебельных магазинов, у другого- с десяток продуктовых магазинов. Они регулярно дают деньги на продукты для бездомных. Также среди благотворителей несколько продавцов с местного вещевого рынка. Они снабжают бродяг одеждой.

- Бывает даже новые штаны и кофты отдают, это или немного бракованные вещи или те, которые залежались на складе. Также хочу сказать спасибо некоторым нашим аптекам. Они нам самые важные лекарства ящиками дают, - благодарит своих помощников Оливье.

Уже попрощавшись с Оливье, решаемся на маленький эксперимент. Все с кем мы сегодня разговаривали, в один голос утверждают, что благотворителя Акаа в Липецке знают абсолютно все жители улиц. Подходим к главному собору города. На паперти не протолкнутся. Заприметив новых людей, к нам наперегонки бегут сразу несколько попрошаек. Сразу говорим, что нам от них надо.

-А, интервью дать? Ну, сама понимаешь, за все надо платить, я больших денег стою,- набивает себе цену местная «красотка» Соня и поправляет на голове старый замызганный платок. – Фотографируйте меня, но сначала дайте 50 рублей.

Достаем из кармана полтинник и объясняем Соне, что нам от нее нужно другое. Спрашиваем, знает ли она Оливье и была ли она у него в столовой.

- Так что ж вы сразу не сказали, что пришли от Оливье? Я вам вот что скажу, это самый лучший человек в мире, он меня три года назад от смерти спас. Нашел на помойке, дал одежду новую, коленки разбитые зеленкой замазал, а потом еще и накормил. Я теперь к нему постоянно за едой хожу. Дай Бог ему здоровья за все хорошее!- Соня достает из кармана наш полтинник и протягивает обратно.- Вот, возьмите, не надо мне. Про Оливье я всегда будут говорить бесплатно….