Митрополит Лимасольский Афанасий
Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф. 4: 7).
Каждый христианин получает благодатные дары от Бога. Как мы говорим в молитве первого часа: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный».
Христос есть Свет истинный, Который просвещает и освящает всякого человека, приходящего в мир. То есть у всякого человека есть какие-то харизмы от Бога. Это важно, и нам надо учитывать это, чтобы понять, что мы драгоценны пред Богом. Неважно, драгоценны ли мы перед людьми: для кого-то мы можем вообще не быть ценными, напротив, можем быть для них совершенно никчёмными, или они могут быть к нам враждебно настроены, или наше присутствие может ни о чём им не говорить. Но пред Богом всякий человек, кем бы он ни был, каким бы ни был, драгоценен по многим причинам.
Прежде всего потому, что он образ Божий. Другими словами, то, чем является Бог по природе, Он дал это человеку по благодати. Человек — это икона Бога. Но он может стать богоподобным лишь через Божию благодать, когда подвизается и прилагает усилия, чтобы уподобиться Богу. Следовательно, нет человека, который не был бы Божиим образом, и уже одно это, без чего-либо ещё, делает человека драгоценным и преисполненным достоинства и чести пред Богом, как и перед людьми.
Поэтому никогда не надо считать себя чем-то непотребным или годным только на выброс, а надо иметь самоуважение, однако не как болезненное и эгоистическое состояние, а понятое в правильном смысле. Особенно тем из нас, кто страдает помыслами и страстью зависти.
Когда мы завидуем другим, мы что делаем? Конечно, нам недостаёт любви, духовного совершенства и многого ещё, однако у нас нет и благодарности за всё, что дал нам Бог. Говоришь иному:
— Благодари Бога за всё, что Он дал тебе, дитя моё!
— А что Он мне дал? Я весь в болезнях, недостатках, страстях, грехах, ничего у меня нет! — говоришь ты.
Даже если бы всё и было так, как ты говоришь, то у тебя есть самый великий дар — то, что ты — человек, что ты — икона Бога, что ты можешь уподобиться Богу, своему Отцу. Ты когда-нибудь это осознавал? Ты задумывался о том, что Бог дал тебе самый великий дар? Все другие меньше его. Самый великий дар Бог дал тебе, и другие, поменьше, тоже даст.
Если ты благодаришь Бога за всё, что Он дал тебе, и более всего за то, что ты Его образ и Его дитя, тогда ты постепенно начинаешь ценить себя и обретать духовное равновесие. Вы видите, что, говоря о многих душевных, психологических и духовных проблемах, даже психологи и психиатры утверждают, что они появляются из-за так называемого отсутствия самоуважения.
Вот говорят: «отсутствие самоуважения». А что это значит? Ровно то, что мы слышим. То есть мы не ценим себя, и очевидно, что в нашу эпоху этого явления стало больше всего — отсутствия самоуважения, низкой самооценки. А почему? У человека ведь столько всего: даров и материальных, и телесных, интеллектуальных возможностей, чтобы сделать многое, однако, несмотря на это, возникают такие явления низкой самооценки и отсутствия самоуважения. Так в человеке создаются проблемы, и он формирует своё реальное внешнее поведение. Потому что люди утратили самый крепкий фундамент, на котором могли бы воздвигнуть всё, а именно утратили сознание того, что они — Божий образ.
Естественно, чтобы человек мог сполна понять то, что понять нелегко и что не бывает по одним человеческим силам, необходимо действие благодати, ведь здесь требуется понять, Кто есть Бог, понять, каким Он тебя создал. Но мы, по меньшей мере, можем развить это малое в нас, насколько нам хватит сил.
В монастырях перед каждым последованием бьют в било: вечером, утром, в три часа... На греческом слово «било» звучит как «талант» (τάλαντο). Так же, как в притче о талантах, где Христос говорит, что Бог дал людям таланты (См.: Мф. 25: 14–30). Талант в римскую эпоху был монетой. И Христос говорит, что некий богатый человек дал нескольким людям таланты, одному 10, другому 5, а третьему один. Поэтому мы и говорим: «Этот человек талантлив, у него талант».
Сегодня это означает, что у человека имеются дары, дарования. «Талант» — это уникальное дарование быть иконой Бога, быть человеком, созданным по образу Божию и предназначенным стать подобным Богу: твой Отец украшен всеми теми харизмами, которые дал и тебе. Не было, нет и не будет человека без харизм. У каждого человека есть та или иная харизма — он уникален и неповторим. Не будет второго человека, полностью идентичного другому. Он может быть очень похожим на него, но никогда не абсолютно. И ни один человек не повторится. Каждый человек — неповторимое и уникальное событие. Поэтому он драгоценен, поэтому он образ Божий, поэтому имеют такое огромное значение и ценность его существование, его личность, его время, всё касающееся его жизни.
У каждого есть естественные дары (харизмы) от Бога. За все эти дары, за всё, что у тебя есть, надо иметь великую признательность и благодарность Богу, чтобы быть хорошим пользователем этих даров. Надо благодарить Бога не за то, что ты этакая важная персона в эгоистическом и эгоцентрическом смысле слова, а за то, что Он дал тебе благословение быть Его образом, за то, что Он твой Отец, а ты Его дитя. Эта благодарность должна переходить в молитву, в которой мы молим Его помочь нам стать подобными Ему. Так мы достигаем реализации нашего бытия, цели нашего существования.
Всё, что Бог дал человеку, может послужить ему во благо. Конечно, он может использовать это и во зло себе. Он обладает свободой не использовать этого или использовать себе во зло. Или во благо, или во зло.
Однако в словах: Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова, святой апостол Павел говорит о чём-то большем, чем естественные дары, имеющиеся у всех людей. Он говорит о благодати, данной каждому из нас, христиан. Не безлично всем, а каждому из нас. Почему не всем? Потому что это послание адресовано чадам Церкви. И это им дана дополнительная благодать: благодать Святого Крещения, благодать спасения, благодать знать Христа, быть облечённым во Христа через Святое Крещение, получить дар Святого Духа в Таинстве Миропомазания и иметь возможность причащаться Тела и Крови Христовой в Таинстве Евхаристии.
Разумеется, эта благодать направляется ко всем: Христос пришёл не только для некоторых людей. Он пришёл для всех людей, но, к сожалению, не все знают и не все хотят этой Божией благодати. Как бы там ни было, тем, кто принял благодать, кто является чадом Церкви, им она даётся по мере дара Христова. По мере, которую Христос даёт и раздаёт каждому из нас.
Что это за мера? Эта мера не что-то такое, когда Христос говорит: «Ты знаешь, этому человеку, поскольку он Мне нравится и он добрый и умный, Я дам 50 пунктов благодати. Другому дам 80. А третьему, Мне не нравится его физиономия, Я дам только 10!»
Как это делаем мы. Мы ведь так поступаем, не правда ли? Приходит кто-нибудь: «Ой, этот мне не нравится!» Или навешиваем всякие ярлыки на людей и не поступаем беспристрастно. Мера дара Христова не означает, что у Христа есть лицеприятие и одних людей Он желает, а других нет, одним даёт много, а другим мало. Потому что, если бы это было так, тогда Христос был бы ответственен за наш жизненный путь, за нашу святость или греховность. Нет, мы сами несём эту ответственность.
Христов дар, Христова благодать — это море. Представьте себе бескрайнее море. Каждый подходит к нему с каким-нибудь сосудом: один идёт с кофейной чашечкой, и он столько хочет взять, столько берёт, другой идёт с чайной чашкой, третий с ведром. А четвёртый с танкером, наполняет свой танкер и трогается. Вот так вот.
Бог находится там, и у Него есть богатство Божественной благодати. Каждый из нас берёт, сколько хочет и какой возможностью обладает по многим и разным причинам. Одной из причин, безусловно, является наша воля. Мы не хотим многой благодати. Потому что не знаем, что будет после этого:
— Чуть-чуть — и довольно. Мы сказали, что будем жить духовно, однако поиграем и в картишки в Сочельник! — так говорим мы.
И когда они играют? На Рождество? Да. Как меня спрашивают иногда дети:
— А грешно ли играть в карты?
,
Что тебе сказать, сын мой? Какой ответ тебе дать теперь? Нет у меня ответа.
Благодать — это нечто заливающее человека. Она — энергия Бога, которая бескрайня, неограниченна, необъятна, не имеет ни начала, ни конца, это величественная энергия, но ты — трансформатор этой энергии. Ты выбираешь, сколько тебе взять.
По многим и разным причинам. Иногда играет роль и наш характер, наверно — и наши возможности. Многие факторы имеют значение. Поэтому Христос говорит нам, чтобы мы не судили ни одного человека, потому что не можем знать, что происходит в сердце другого.
Приснопамятный старец Паисий приводил такой пример в связи с этими талантами. Какова логика Бога применительно к талантам? Евангелие говорит, что Бог дал таланты разным людям, одному дал 10, другому 5, третьему 2, четвёртому 1. В глазах людей тот, у кого 10 талантов, талантливее того, у кого один. Так ведь? Видишь человека, полного талантов, и другого с одним маленьким талантиком. Есть у него один талантик, и он с ним пытается как-то существовать. В глазах людей один умён, а другой ничтожен. Однако все они призваны умножать свои таланты.
— Тот, у кого 10, — говорил старец, — если превратит их в 19, не получит отличной оценки у Бога. Бог скажет ему: «У тебя было 10, надо сделать, чтобы их было 20! Ты сделал их 19, значит, тебе не подходит отличная оценка». А тот, у кого один, удвоил его. Ну, тот получает «отлично». Бог приходит и говорит ему: «У тебя был один талант, а ты сделал из него два». Бог не требует от него 20.
А сейчас в глазах людей у одного 19, а у другого 2. И первый считается богатым, а другой стоит в шаге от небытия, так сказать. Старец Паисий объяснял это. Например, тому, кто свят, надо было, чтобы он совершил 20 чудес, а он совершил 19 (это просто пример, это не означает, что святые сравниваются подобным образом) и не получает отличной оценки от Бога. А тот, у кого есть какая-нибудь страсть (а также есть сила и возможность её удвоить), но он не удвоил страсть, тот получает от Бога хорошую оценку, потому что он подвизался и хоть немного уменьшил страсть, которая стала бы гораздо больше, если бы он не подвизался в воздержании.
Или другой, кто удвоил свой талант и кажется бедным в глазах людей, в глазах Бога он дороже того, у кого 10 талантов. Поэтому Христос говорит, чтобы мы не судили внешне, и совершенно запрещает нам осуждать кого бы то ни было вообще (См.: Ин. 7: 24; Мф. 7: 1). Мы не можем осуждать, потому что ты не знаешь, что происходит в сердце другого, мы не знаем, как он рос, не знаем многих подробностей.
В «Патерике» есть одна история. Авва Пимен, этот великий светильник пустыни, говорит, что было девять братьев, и все они стали монахами. Жили они вместе в пустыне. Самый младший из них, однако, постоянно создавал им проблемы и беспокоил остальных. Они давали ему советы, порицали его, ругали, но он — ничего, всё знал своё. И вот однажды создал он им большую проблему, и они стали спрашивать друг у друга, что с ним делать.
— Он не прекращает и всё создаёт нам проблемы! Давайте уйдём отсюда! Коли не хотим его выгнать, не хотим заставить его убраться отсюда, то уберёмся сами!
Так думали святые. Если бы это были мы, то мы бы выгнали его вон, особенно когда нас большинство. А они сказали:
— Уйдём мы, а он пускай остаётся тут. Однако уйдём тайком, чтобы он не почувствовал. Уйдём куда-нибудь сами.
И как только они приготовились уйти, он увидел их и спросил:
— А куда вы идёте?
— Мы уходим отсюда! Ты ведь не оставляешь нас в покое! Создаёшь проблемы и не оставляешь нас в покое!
— Очень хорошо! Давайте уйдём! Всё, мы уходим в место покоя!
Тогда авва Пимен сказал:
— Мы возвращаемся, отцы! Потому что-то, что делает наш брат, он делает несознательно. Нет у него сознания. Мы ему столько всего сказали, сказали, что уйдём, он уже видит, что уходим, потому что он создаёт нам проблемы, и говорит: «Мы уходим вместе! Пошли!» (См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Пимене. Гл. 179).
Хороший пример. Он не мог понять, сколько трудностей им доставлял. Конечно, мы говорим о людях с великим терпением, а не как мы, тут же вспыливающие и уходящие. У них было огромное терпение, и представьте себе, что он им чинил.
Поэтому мера Бога и Его критерии и суд иные. Поэтому нам никогда нельзя осуждать ни одного человека. Осуждать значит выносить ему приговор, судить его и говорить, что он такой-то и такой-то, и на этом всё.
Тема суждения обширна. Разве нам не надо рассуждать, то есть принимать решения? Разве суждение не является элементом нашей логики? Поскольку мы разумные существа, то мы должны рассуждать. Мы не можем не рассуждать. Если кто-нибудь скажет мне сейчас: «Сделай то-то!» — то я должен решить, правильно ли это, и поэтому рассуждение (принятие решения) необходимо. Это рассуждение логично, необходимо, здраво, полезно, и у нас оно должно быть. Потому что мы живём на свете и у нас есть рассудок, Бог дал нам рассудок, чтобы мы рассуждали.
Если я не буду рассуждать, как же я решу, что мне делать, как я выберу добро вместо зла? Однако я не могу осуждать, потому что осуждение — чтобы я выносил приговоры и наклеивал ярлыки, которые человек потом не сможет сбросить, и чтобы оттолкнул его и осудил на погибель — этого я не могу сделать, потому что не могу знать вполне его душу и то, что происходит в его сердце.
Я уверен, что у всех вас есть горький опыт, когда мы формировали себе конкретные представления о каких-нибудь людях, а в итоге они оказывались ошибочными. Поэтому надо быть очень осторожными, и нельзя доверять даже собственным оценкам. Даже им, пусть даже у нас и будут логические аргументы в их пользу, но всегда надо ставить их под знак вопроса и говорить: «Ну хорошо, из того, что я видел, слышал и понял, я формирую себе это мнение, однако оно может оказаться и ошибочным». Потому что человек — великая тайна: сегодня он ангел, а через час может стать демоном. Сегодня он демон, а через час может стать ангелом.
Человек обладает этой свободой передвигаться от одного края — обожения — до другого края — демонизации. Он действует свободно, у него есть свобода, ибо Бог дал ему возможность сродниться с Богом за доли секунды. Посмотрите на разбойника на кресте, который был разбойником в подлинном смысле слова по тем временам: убийца, вор, лжец, мошенник. Они его распяли за то, что он был злодеем и совершал злодеяния. Он был распят по справедливости, в соответствии с человеческим правосудием той эпохи. Но спустя короткое время этот злодей раскаялся и оказался непосредственно в Царстве Небесном вместе со Христом. И не только это, но он вошёл туда первым, раньше всех людей. Как ты тогда можешь осуждать и выносить приговор какому-нибудь человеку, если Христос нам ясно показывает, что взял его с Собой за одно его покаянное движение?
Другой разбойник, который тоже был распят, сделал противоположное. Он хулил Христа и остался в том же состоянии, в каком был, потому что сам выбрал это.
У человека имеется огромная свобода, и он может молниеносно передвигаться в этих пространствах, и одним простым помыслом, одной простой мыслью ты можешь возвыситься, одним помыслом, который принимаешь (от Бога) и отождествляешься с ним, а не с нашими помыслами, от которых голова наша бывает похожа на шумное кафе, — и одним же помыслом можешь упасть и разбиться. Поэтому никогда нельзя заранее вычёркивать ни одного человека и говорить: «При этих обстоятельствах он погибнет». Ты не знаешь, что будет. Из этого его разбивания (сокрушения) может выйти огромное благо.