Протоиерей Александр Балыбердин



Не думаю, что сегодняшние условия жизни, развитие техники, социальные сети и так далее как-то особенно способствуют развитию зависти. Она была во все времена истории человечества.

Социальные сети, например, просто предоставляют человеку возможность высказаться публично на довольно широкую аудиторию. Это, конечно, испытание для него. Поэтому, безусловно, это тоже является испытанием.

Мы просим у Бога: «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте». А зависть разрушает эту тихую и безмолвную жизнь.

Зависть – грех, который иногда может иметь глубокие последствия, может быть очень разрушительной, потому что, как мы знаем, один грех ведет к другому, к третьему и четвертому; и цепочка эта может затянуться и затянуть так глубоко, что выбраться будет очень и очень сложно.

Я знаю по опыту: своему личному и опыту людей, которые приходят за советом к священнику, что корни, которые пускает зависть в сердце человека, как любые сорняки надо вырывать сразу, как только они появились. Пока они еще не превратились в деревья, пока не пустили глубокие корни.

Поэтому даже помыслы о зависти желательно исповедовать. И тем более, когда зависть уже владеет человеком, надо просто бежать на исповедь, не думать, что не происходить ничего страшного. Иначе потом можно и руки обрезать, и ветви все обломать, но корни зависти все равно останутся в сердце.

Мне кажется, нет никакой разницы между «черной» завистью или белой. Зависть всегда черная. Нельзя радоваться за человека и одновременно завидовать ему. Тут или одно, или другое.

Есть еще момент: когда человек стремится к чему-то хорошему, хочет приобрести внутренние качества, как у другого – здесь уже речь не идет о зависти. Допустим, преподобный Сергий Радонежский любил всех людей, я буду к этому стремиться.

А вот если человеку плохо, его мучает, что кто-то добродетельнее или более успешен в работе или имеет более дорогую машину, то диагноз понятен.

Чем плоха зависть? Тем, что ты, завидуя, проживаешь не свою жизнь. Тем более, тебе не узнать, чем действительно живет человек, который ездит на крутой машине. Может быть, он приезжает на этой машине в семью, где его все ненавидят и ждут от него только одних денег? И он не хочет возвращаться. И чему тут завидовать? Ты даже не знаешь, чему ты завидуешь.

Во-вторых, зависть – это неверие в промысл Божий, в любовь Божью, в то, что Господь ведет тебя одному Ему ведомым путем и на этом пути знает, что тебе подать в каждую нужную минуту.

Когда ты пытаешься хотя бы виртуально прожить жизнь другого человека, ты начинаешь судить этого человека. А нам сказано: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).

Ты пытаешься примерить на себя чужую жизнь, а это невозможно, только твоя от этого начинает разрушаться. Ты теряешь себя от зависти.

Так что давайте будем радоваться за других, а не завидовать.