“Что такое время? Кто способен коротко и ясно определить его? А ведь в наших беседах мы ни о чем не говорим с такой уверенностью и столь часто, как о времени, и когда мы говорим о нем, мы, несомненно, понимаем, о чем говорим, и понимаем, о чем идет речь, когда слышим это слово в разговоре. Так что же такое время? Когда меня не спрашивают, я знаю ответ, но если меня попросят объяснить это кому-нибудь, я понимаю, что ничего не знаю“, — писал еще в конце IV века блаж. Августин еп. Иппонийский — один из отцов и учителей Церкви.

Природа времени не доступна нашему пониманию. Время подобно ветру — мы не видим его, но судим о нем лишь по его делам. Человек, пытаясь постигнуть тайну времени, еще в древние времена убеждался, что “все течет, все изменяется“, как и он сам. Бог сотворил время прежде человека, которого создал святым, бессмертным “по образу Своему и подобию“.

Человек был бессмертным, время не имело над ним власти. Но ему была дана заповедь и наказание Божие за непослушание: “смертью умрешь“ (Быт. 2:17). Значит, жизнь зависела не от времени, но от жития, от исполнения заповеди Божией. Но по преслушании Адам, согрешив, впал во власть времени, т.е. стал тленным и смертным: он всю жизнь каялся и плакал, но своими силами сам не мог вновь уподобиться Богу.

После Воскресения Христова наступило “время исправления“ (Евр. 9:10), время исправления благодатию. Бог обновляет человека, но теперь уже вместе с ним, так чтобы воля его через познание истины и исполнения заповедей Божиих, сливаясь с волей Божией, была свята. Апостол Павел научает: “Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, А обновиться духом ума вашего И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины“ (Еф. 4:21-24).

Отсюда осознается жизненный путь: доброделание во имя Господне — средство “искупления“ времени нашей жизни, ведущей к вечности — Богопознанию. И поэтому доброделание становится мерой времени, его ценою, — времени не астрономического, но осознанного — онтологического (бытийного), духовного (в отличие от растительного) времени. Его можно назвать “человеческим“.

“Если потеряешь деньги, то можешь приобрести вновь, но если погубишь время в суете, не можешь воротить его, а ведь Бог дал время для того, чтобы мы научились благочестию“, — писал свят. Иоанн Златоуст.

Поэтому Апостол Павел взывает к “искуплению времени“ (Еф. 5:16), ибо мы часто теряем или тратим его даром, впустую, или еще хуже, “убиваем время“. Посему нет “освященного“ или “неосвященного“ времени. Все дни Господни святы и прекрасны, ибо Господь благ к добрым и злым. Но “дни лукавы“ (Еф. 5:16) через злые дела и лукавые помышления людей. Отсюда “злободневность“ означающее как бы другую меру времени (сути) дня.

Любовь к Богу и людям возводить к вечности, становится истинным высшим благом человека, сокровищем всей его жизни, истинным содержанием и исполнением (т.е. наполнением) каждого мгновения, и потому является высшим мерилом духовного времени. Святые отцы говорят, что цель творения всего мира, а следовательно и времени — любовь. И причина пришествия Христа в мир — любовь к человеку. И время жизни, данное ему, “искупается“ человеком ответной его любовью. Поэтому нам заповедано: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь“ (1 Фес. 5:16-17), чтобы исполнять каждое мгновение времени жизни памятью о Боге — истичнике любви и стяжать любовь. Из святоотеческих писаний узнаем, что душа, достигшая любви, находится вне времени и пространства.

Современной наукой признается, что в материальном мире нет ничего неизменного, вечного, что видимый мир когда-то имел начало, следовательно, имеет конец.

Если все так неумолимо переменчиво, то как понимать НАСТОЯЩЕЕ (конечно, не в житейском смысле)? На опыте мы убеждаемся, что настоящая жизнь человека — текущий ее период и сам он есть не только результат всего прошедшего времени, но в этом настоящем всегда имеются начатки будущего, которое влияет на настоящее. С другой стороны, прошлое, по отношению к которому сегодняшнее настоящее было будущим, влияло и продолжает влиять на настоящее, а через него на будущее. Простой пример. Мы собрали урожай и едим хлеб, как дар прошлого. Но если у нас мало хлеба — небогатый урожай был, — то пользуемся им экономно, сберегая на будущее. Так прошлое и будущее влияют на настоящее, которое в свою очередь, влияет на будущее. В народе говорят: “День год кормит“ — и в этой народной мудрости обнаруживается мысль о связи времен. Но “не хлебом единым жив человек“. Если он верит в будущее воздаяние и воскресение мертвых, то эта вера влияет на его настоящую жизнь, ибо он уже в своем настоящем ищет, “прежде всего, будущего Царствия Божия и правды Его“ (Мф. 6:33). И такая жизнь его существенно отличается от человека неверующего:

Времена дивно взаимосвязаны, и во всем царит неизреченный Промысел Божий. Человеческая мысль постоянно стремится проникнуть во вневременное. Но как осознать то неизменное, вневременное, вечное, что было, есть и остается всегда, НАСТОЯЩЕЕ или СУЩЕЕ. Вне веры и Церкви человеку это невозможно, ибо он сам временный и тленный. “Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте“ ( 2 Кор. 2:17). Во Христе открывается нам тайна времени.. Святой Апостол Иоанн Богослов ясно свидетельствует о ней. “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец...“ (Отк. 1:8), и нам нужно лишь заново осознать ее. Господь Бог наш Существующий. Он Настоящее, в Нем начало и конец — прошедшее и будущее — Вечное. Поэтому без Господа у человека нет ни будущего, ни вечного. Во Христе миру открывается вечность через любовь, и Церковь исполнена живым непрестанным воспоминанием о Господе, и втором славном Его пришествии.

В этом спасительном воспоминании святой веры сливаются времена: и прошедшее и будущее — через настоящее. В этом нашем воспоминании сливаются воедино Альфа и Омега, “ибо любовь Христова объемлет нас“ (2 Кор. 5:14). Благовествуя на земле ежедневно Царствие Небесное, Церковь примиряет и “сочетавает“ в своей жизни земное и небесное, временное с вечным. В таинстве святого Причастия Тела и Крови Христовой человек соприкасается с вечностью. Постоянно мятущийся в сем современном мире дух его замирает, отмирает временное. Дух человека касается граничной Омеги, т.е. завершения, переходящего в вечность. Астрономическое время связано с биоритмами человека, растительной жизнью его и неминуемо приводит к смерти. Церковное время обращено к духу, к догматическому сознанию, к памяти человека о Боге и временной смерти и возводит к вечной жизни. “На последней ступени развития самосознания, — пишет свят. Григорий Богослов, — человек отвлекается от всего эмпирического и условного, и приходит к познанию себя как духа, возвышающегося над условиями пространства и времени“.

Наша жизнь это цепочка незавершенных дел. Стоит на миг призадуматься, чего мы достигли, и сразу вспоминаются письма, оставшиеся без ответов, полузабытые друзья и многое другое. Время идет, а мы отстаем от него. Мы все больше работаем и все меньше наслаждаемся жизнью. И проблема заключена не в недостатке времени, а в нашей иерархии ценности. Несправедливо назвать время проблемой или тем более тираном, в таком случае мы сосредотачиваемся на симптомах, а не на причинах болезни. Время измеряет движение и изменение в делах, заданных нашими решениями, определенных нашими целями и желаниями. Тирания неотложных дел возникает не из природы времени; напряжение и разочарование нарастают оттого, что мы ставим себе неверные задачи или пытаемся втиснуть слишком много дел в конечный отрезок времени. Мы постоянно разрываемся между срочным и необходимым. Срочные, хотя куда менее важные дела, требуют немедленного ответа, пожирая все наше время. Неотступные требования преследуют нас со всех сторон от пробуждения и до последнего отхода ко сну. Кажется, что противостоять им невозможно, они отнимают у нас все силы. Но взгляните на эти хлопоты с точки зрения вечности — и их сиюминутная значимость тут же померкнет. С мучительным чувством напрасной утраты мы вспоминаем заброшенные нами действительно важные дела и сознаем, что сделались рабами “неотложных“ дел. Но в наших руках сделать так, чтобы время стало нашим другом. Но перед этим поставим себе вопрос: “Куда, собственно говоря, мы направляемся?“, “Какую цель ставим себе в жизни?“

Время станет нашим другом, если мы обратим его момент за моментом, во все более совершенные поступки. Добиваться того, что вы хотите, эффективно, творчески, вдохновенно — это и есть суть дела. Главный принцип заключается в том, что мы или используем время, или теряем его. Управление собственным временем — это один из важнейших личных навыков, необходимых “современному“ христианину. Но надо помнить, что сам термин “управление временем“ неверен: человек не может ничего сделать со временем как таковым, не может ни поторопить его, ни замедлить, ни сберечь, ни потерять. И менее всего он способен его “контролировать“. Вопрос в том, что мы сделаем в пределах дарованного нам времени, как мы спланируем свои дела, организуем их, в какой последовательности приступим к их исполнению, какое значение им придадим. Мы можем лишь управлять самими собой в пределах дарованного нам времени. Только это и может подразумевать неточное выражение: “управлять своим временем“. Но хватит ли у нас сил на это? С детства нас учат простым мудростям: сделай дело — гуляй смело, делу время — потехе час. И что дальше? Увы, каких только хитростей мы не придумываем для того, чтобы оправдать собственное бездействие! Успеется, утро вечера мудренее, глядишь — уладится само собой, сегодня я не в форме, а вот завтра наверняка сделаю это лучше, перед серьезной работой нужно хорошо отдохнуть, опять мне мешают заниматься делом — наши хитрости бесконечны, а изворотливость не знает границ. И к кому бы ни обращался человек с подобными фразами, все они в конечном счете обращены к самому себе. Мы обманываем себя и только себя. И расплата за этот, казалось, невинный обман — запущенные болезни, неоконченные дела, а может быть, и сломанная судьба. А ведь начинается все с мелочей.

— У тебя много уроков. Сделай хотя бы часть, — убеждает мама.

— Ерунда, успеется. Можно, я поиграю в футбол? Ладно? Типичная ситуация из нашего детства. Футбол затягивается до позднего вечера, уроки не сделаны, и на следующий день в дневнике красуется огромная двойка. Увы, жизнь нас так ничему и не научила. Став взрослыми, мы подчас с той же легкостью тянем с неприятными делами и обязанностями, но если в детстве мы были наивны и бесхитростны, то с возрастом уже выработали целую систему объяснений на все случаи жизни и уже с трудом отличаем реальные препятствия на пути решения наших проблем от наших предубеждений. Мы принимаем благие решения исправить свою жизнь и вновь забываем о них. Что же делать нам, рабам перегруженного расписания?

И прежде всего необходимо вложить время в самого себя.

Чем мы больше думаем о времени, тем больше мы осознаем уникальность этого ресурса. Время — это не просто нечто такое, что вы “получаете“ или “имеете“, его нельзя позаимствовать у кого-то, кто, кажется, в избытке обладает им. Когда у вас уходит время, у вас уходит жизнь. И то, как вы проводите время, возможно, более, чем что бы то ни было другое, определяет какого рода личностью вы являетесь — ваши ценности, убеждения, цели, ваша уникальная индивидуальность. Так что, вкладывая свое время в самого себя, в собственный рост, развитие, навыки, необходимые для служения Богу и ближнему.

Хочется закончить словами Апостола Павла: “Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере” (Гал. 6, 10).

Автор статьи: инок Василий (Карпов)


Источник: http://www.reshma.nov.ru/alm/vech/time.htm