Протоиерей Александр Авдюгин

О магах, целителях, экстрасенсах, знахарях и прочих сущностях в человеческом обличии находящихся, но, по сути, являющиеся уполномоченными зла среди нас написано сегодня много. Столь много, что иногда новые публикации служат своего рода рекламой для тех, кто, развесив по своим «кабинетам» иконы, кресты и «святые предметы», оперируя словами и символами церковного обихода, занимаются конкретным мошенничеством, или, что еще хуже, творя дела непотребные, сами верят в свою Божью избранность и неповторимость.

Наверное многие из вас, не один раз слышали о таинственных «бабках» и тайных целителях, которые могут во всем помочь, всё вылечить, убрать проклятие, избавить от порчи, приворожить «намертво» и по ходу дела снять «родовое проклятие». Да что там слышали! Редко можно увидеть газету, где бы не было объявления о визите очередного «спасителя» наших бренных тел и бессмертных душ.

Слава Богу, что сегодня в нашей Верховной Раде ожидает своей очереди проект закона, где предусматривается запрещение таких «профессий». Этим проектом предусмотрено внесение в закон «О защите общественной морали» подробного толкования понятий «ворожба», «хиромантия», «нумерология» и т.д. Но хотя ворожба в данном проекте приравнивается к порнографии, наказывать за нее будут как за азартные игры в публичных местах — штраф от 100 до 150 не облагаемых минимальных доходов. За повторное нарушение штраф геометрически увеличится.

Наконец-то, депутаты требуют от правительства изъять из государственного классификатора профессий ворожек, астрологов, хиромантов и т.д. Оказывается, у нас это вполне легитимные специальности. Главное же законодательное новшество: полный запрет на рекламу и демонстрацию программ, где за деньги предоставляются услуги знахарей, астрологов, магов, а ведь подобные «прямые эфиры» со всевозможными колдуньями и предсказателями царят на украинских каналах в вечернее время наряду с телевикторинами.

Несомненно, закон актуальнейший и нужный, осталось лишь дождаться его принятия, но есть область духовной жизни, которая по сути должна попадать под действие этого закона, но реально останется вне его. Это наши местные «чудотворцы». Они не рекламируют себя в СМИ, не получают патенты и «дипломы», а тихой сапой занимаются откровенной бесовщиной, прикрываясь собственной уверенностью в своем «божьем даре», «молитвенном подвиге» и даже объявляют себя пророками.

В православии есть такое понятие «прелесть». Лесть по-славянски обозначает «ложь», приставка «пре» возводит обман в превосходную степень. Наверное, многие слышали церковно-славянское определение «прельщение», — это состояние ложного духовного самосознания, при котором действие собственных страстей (прежде всего тщеславия), а также воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать или, как святость.

Этот самообман и обольщение, при которых человек думает, что он идет по правильному пути, хотя, на самом деле, он находится в подчинении главного качества сил зла – откровенной лжи. Страшен подобный Хлестаков с «православной наклонностью». Одно дело самозабвенно врать и наносить тем, кто поверил лжи, урон моральный и материальный, иное, когда твоя ложь приводит к духовной гибели людей, а очень часто и к конкретным психическим и телесным заболеваниям, ведущим к скорой преждевременной смерти.

Прелесть – обязательный результат следования ложному духовному учению. Это, отнюдь, не новое явление в жизни человеческой. В Библии церковно-славянское слово прельстити значит «обманывать», «обольщать» (Быт.3:13). Прельститися – впасть в заблуждение, обмануться, свернуть с прямого пути (Вт.4:19). От различных видов прелести предостерегает нас Спаситель: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мк.13:5), и апостол Павел также говорит коринфянам: боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе (2Кор.11:3).

Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной и трезвой духовной жизни, стремлению к жизни мечтательной, поиском чудес. Восторженность в молитве, представление образов во время молитвенного правила, увлечение самостоятельно выбранными «духовными подвигами» приводит к гордому расчету только на свои силы, где не может присутствовать Божья благодать, требующая сокрушенного и смиренного сердца.

К сожалению, подобное негативное «преображение» довольно часто в среде православных верующих, когда собственное гордое «Я», становится главным аргументом в духовной жизни. Изначально, человек, возомнивший себя истинным молитвенником и обладателем некоего духовного дара, активно формирует группу своих последователей среди членов прихода, затем, на следующем этапе прельщения, начинается классификация и разграничение священства на «благодатных» и «безблагодатных». Последовательность дальнейшего падения шаблонна и абсолютно стандартна: за неугодными священниками и архиереями, следует отрицание «неправильных» отцов Церкви, а затем претензии предъявляются и самой Церкви.

Гордыня требует реальной внешней поддержки, лукавый тут же предлагает следующую стадию прелести, а именно – духовное руководство и целительство. Поклонники и приспешники обязательно находятся и в результате имеем нового кашпировского в православной упаковке. Процесс падения намного ускоряется, если этот несчастный прельщенный верующий занимался ранее восточными мистическими практиками, магией или экстрасенсорикой. Итог печален и страшен. С виду нормальный, знающий молитвы и святое Писание человек, живущий в окружении икон, крестов и прочей христианской атрибутики, занимается знахарством, магией, пророчествами и всем тем, что православие определяет, как «бесовское наваждение», как соработничество дьяволу.

За примерами ходить далеко не надо. Не минует это искушение многие города и села Украины.

Широкие и обустроенные дороги ведут к тем, кого сегодня называют «целителеми и пророками», к тем, кто скрываясь за придуманным «церковным благословением», откровенно занимаются шарлатанством и знахарством. Оперируя православной лексикой, требуя от поверивших им ношения нательных крестиков и молитвы, доморощенные «посвященные» в тайны духовной жизни, объявляют себя монахами, монахинями, целителями всех болезней, как телесных, так и духовных.

Скромное доброе слово в тишине хранится, гордая худая слава – повсюду слышна. Вереницей едут машины к тем, кто объявил все окружающие приходы еретическими, а священство не настоящим, кто обещает мгновенную помощь и исцеление тела, убивая главное в человеке — его душу.

Исцеляют ли эти знахари? Получают ли приехавшие к ним облегчение в своих делах и болячках?

Получают. И то, и другое. Исцеление это длится ровно столько, сколько нужно, что бы «исцеленный» сообщил о данном знахаре или знахарке следующему клиенту лукавого. Далее следует ускоренный путь получившего «исцеление» на кладбище телесное и в духовную преисподнюю.

Возникает невольный вопрос, кто же является потенциальными покупателями подобных «исцелений» в наших краях, где каждый крещен и где купола церковные отовсюду видны?

Этих людей много. Узнать их нетрудно. Они приходят в храм только как в аптеку, чтобы получить какое-нибудь новое неизвестное лекарство, действующие сразу и без собственных усилий. Для них ладан лишь – средство для очистки от нечистой силы, святая вода – способ урегулирования отношения с начальством, свеча – незаменимый огонь для поправки ауры…

Христос остается в стороне. Он для данных страждущих не актуален и практически не нужен.

***

Можно написать и принять много нужных и полезных законов, но духовная жизнь каждого из нас уникальна и не похожа на иную. На всех правил не напишешься и индивидуальных законов не утвердишь. Поэтому надобно опираться на то, что всех нас объединяет. Такой основой является четкое осознание — все в воле Божией. Будем стараться сочетать свое и Божье, пред нами путь к приумножению наших талантов и к спасению, возведем на пьедестал жизни сиюминутное благополучие — попадем к тому, для кого Закон не писан.