Несомненно, каждого в жизни Господь посещал скорбями. Болезнь, утрата, измена, клевета, гонение и прочие скорби знакомы многим. Как правило, редко кто радуется скорбям. Редко кто смеет просить скорби у Бога. В большинстве случаев, скорбей боятся и не желают. Отсюда встает вопрос: «Как правильно вести себя в скорби? Как быть, когда скорбь, как незванный и неожиданный гость, посещает нас?»
Будучи приходским священником, я часто вижу, что люди в скорби приходят в храм; иногда, впервые за долгое время; иногда, впервые в жизни. Каждый переживает свою скорбь по своему: кто-то приходит в себя и протрезвляется от дурмана ежедневной мирской жизни; кто-то потихоньку скользит в яму малодушия и ропота на судьбу; кто-то обозляется, черствеет сердцем и ропщет не только на судьбу, но и на Бога. Часто, люди в сравнительно одинаковых обстоятельствах ведут себя очень по-разному. Очевидно – то, как каждый переносит свою скорбь во многом зависит от него самого и от его духовного состояния.
В книге «Луг духовный», святой Иоанн Мосхос приводит следующий, прекрасный пример того, как скорбь для одного человека может быть счастьем другого. Однажды, святой Иоанн и его друг, святой Софроний, будущий Иерусалимский патриарх, пришли в церковь где-то в Палестине. Там, они увидели весьма странное зрелище – очень красивая, молодая женщина, с громкими рыданиями и вздохами, молилась перед иконами и что-то очень усердно просила у Бога. Удивленные, они позвали ее служанку и спросили ее в чем дело. Служанка объяснила, что ее госпожа недавно овдовела. Оставшись одна, она хотела сохранить верность своему покойному супругу до гроба, но подверглась искушению так как, некий молодой военный стал оказывать ей внимание. Поэтому, она пришла в храм и стала просить у Бога тяжелой болезни, чтобы, слягши в постель, не иметь возможности впасть в грех. Когда, святые Иоанн и Софроний снова вернулись в тот же храм через неделю, они уже не увидели той красавицы вдовы, а лишь одну ее служанку. Спросив ее о состоянии ее госпожи, в изумлении, в ответ они услышали: «Бог услышал ее молитву. Она лежит в постели и от всего сердца благодарит Бога за посланную ей болезнь.»
Вот, замечательный пример когда человек сам просит у Бога скорби для смирения своей плоти и победы в борьбе с искушением. Однако, мы редко имеем столько храбрости и решимости в борьбе со страстями и поэтому, Господь, как любящий Отец и мудрый Врач, Сам посылает нам необходимые скорби, без которых мы могли бы духовно погибнуть. Увы, мы почти совсем забыли, что наказание, своей целью имеет исправление во благо, а не просто бесцельное причинение боли.
Значит ли это, что мы все должны смело просить у Бога скорби? Вовсе нет. Вряд ли есть среди нас те, кто духовно созрел до такого состояния. Святые отцы учат нас идти Царским Путем, не уклоняясь в крайности. Самый безопасный путь – путь смирения. Не нужно просить у Господа скорби по смирению, ибо никто не знает, сможет ли он вынести то, что просит. Одновременно, не нужно малодушествовать и роптать, когда скорби сами приходят к нам. Нужно просить у Бога помощи и терпения, и, если это полезно для нашей души, избавления от скорби. Лучшим бальзамом для души во время скорби являются слова – слава Богу за все!
Кажется, моя мысль приближается к концу, но кто-то скажет: «А как же с утешением? Где же утешение в скорби?» Как ни странно, но сама скорбь часто бывает источником утешения. Как горькое лекарство, неприятная и исполненная боли в начале, она исцеляет и очищает душу верующего человека. Вместе с исцелением и очищением человека посещает глубокий мир. А там, где мир – как говорят Святые Отцы – там Бог.