Один монах, знаменитый своими знаниями, долго и усердно молил Бога показать ему такого человека, от которого бы он мог узнать прямейший путь, удобно ведущий к Небу. Однажды, когда он, проникнутым сим желанием, усерднее обыкновенного воссылал молитвы, ему показалось, что слышит глас свыше, повелевающий ему выйти из кельи к притвору церковному. «Там, - говорил голос, - найдешь ты человека, которого ищешь».
Вышел подвижник и нашел у дверей церковных нищего старца, всего покрытого язвами и ранами, в самом жалком рубище. Проходя мимо, монах сказал ему обычное приветствие: «Добрый деь тебе, старец!»
А тот отвечал: «Не помню, чтобы для меня был какой-нибудь день – недобрым!»
Монах остановился, и как бы исправляя свое первое приветствие, промолвил: «Я желаю, чтобы Бог дал тебе счастие».
А старец отвечал: «Я несчастливым – никогда не бывал».
Удивился монах и, подумав, что не вслушался или не понял его ответа, присовокупил: «Что ты говоришь? Я желаю, чтобы ты был благополучен».
«А я отвечаю тебе, - что злополучным не бывал», - сказал старец.
Тогда подвижник, желая испытать его ум, сказал: «Желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь».
«Я ни в чем не нуждаюсь и имею все, что желаю, хотя и не ищу временного благополучия… что имею, мне Бог дал, за то благодарю, а счастие мое в том и состоит, что я – не желаю счастия. Боязнь счастия и и несчастия опасна только тому, кто их боится; но я не забочусь о счастии и никогда не молюсь о нем к Небесному Отцу, всем управляющему, и, таким образом, я никогда не был несчастливым, подобно тому, желания которого всегда исполняются. Голоден ли я? Благодарю за то Бога, как Отца, ведущаго вся ихже требуем (Мф.6,8). Холодно ли мне? Страдаю ли от непогоды? Также – хвалю Бога. Смеются ли все надо мною? Равно хвалю Его, потому что знаю, что это делает Бог и невозможно, чтобы то, что делает Он, было худо. Таким образом, все, приятное и противное, сладкое и горькое, принимаю радостно, как от руки доброго Отца, желаю только того, что желает Бог, и потому все случается по моему желанию. Злополучен тот, кто ищет счастия в мире, потому что нет здесь другого счастия, как только полагаться во всем на волю Божию. Воля Господня и совершенно добра, и совершенно правосудна; она ни лучшею сделаться, ни худою быть не может. Она Судет всех, - ее никто. Я стараюсь совершенно ее держаться и забочусь только о том, чтобы хотеть того, чего хочет Бог… у меня одно хотение или нехотение: чего хочет или не хочет Бог».
Удивился монах и понял, что кратчайший путь к Богу – быть во всем согласным с Его волей. «Откуда ты пришел сюда?» - спросил он.
- От Бога, - отвечал старец.
- Где ты нашел Бога?
- Там, где оставил все мирское.
- А где оставил ты мирское?
- В чистоте мыслей и доброй совести.
- Кто ты сам? – спросил монах. «Кто бы я ни был, - отвечал старец, - но я так доволен моим положением, которое ты видишь, что поистине не поменялся бы им на богатства всех царей земных. Каждый человек, умеющий владеть собою и повелевающий своими мыслями, есть царь».
«Кто тебя научил этому? И кто дал тебе эту премудрость?» - спросил наконец монах.
«Скажу тебе, - отвечал старец, - что я целые дни провожу в молчании и, молюсь ли, упражняюсь ли в благочестивых мыслях, всегда забочусь об одном: чтобы крепко быть соединенным с Богом; а соединение с Богом и согласие с Его волею – всему научает.
Так монах, научившись беседою с нищим, и преподавши ему мир, возвратился к себе, хваля и славя Бога, утаившаго сия от премудрых и разумных, и открывшего убогому старцу, младенчествующему злобою (Мф.11,25).
Из сочинений свт. Димитрия Ростовского