Одно из самых размытых понятий современной педагогики — «нравственность». Педагоги и родители ратуют за «нравственное воспитание», ругают молодое поколение за «безнравственность». Прежде чем говорить о нравственности, определим, что это такое.
Нравственность — это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг ко другу. Основа нравственности — это уважение: к себе, к другим, к окружающему миру и обстоятельствам.
Уважать человека — значит считать его важным, значимым, достойным чести.
Уважение к себе требует отношения к своей жизни, к телу и душе как к чему-то, имеющему ценность. Уважать себя — значит не допускать разрушительных действий в отношении самих себя. Бичи современной жизни — наркомания, алкоголизм, проституция — следствие неуважения человека к самому себе.
Уважение к другим означает, что мы признаем за другими людьми такую же ценность, достоинство и права, как и за собой.
Нравственность базируется на уважении, хотя и не исчерпывается им. Уважение — основа общения, отношений и взаимопонимания между людьми.

Чувство уважения не появляется внезапно, но начинает проявляться в зависимости от того, насколько родители внешне проявляют уважение к своим детям. Уважение родителями детей — сеяние. Ответное уважение детьми родителей — это жатва.
Способность быть уважительным и благодарным характеризует нравственную зрелость человека.
Активное стремление изменять, исправлять людей, неспособность выслушать чужое мнение, критический настрой по отношению к окружающим, агрессивное неприятие всего, что «не мое», говорит о низком уровне нравственности человека.
Уважать ребенка означает видеть в нем личность. Одна мама, осознавшая свои родительские неправды, сказала однажды: «Я должна напоминать себе, что мои дети — это прежде всего Божьи дети, а не мои собственные марионетки, ждущие, чтобы я дергала их за ниточки».
Родители вправе обучить детей тому, что они должны воздавать им ответное уважение, однако требовать ответного уважения необходимо с учетом развития нравственного мышления ребенка.
Нравственное воспитание вовсе не означает полное попустительство, разрешение детям не считаться с родителями. Родители не должны позволять ребенку безнаказанно говорить с ними неуважительным, оскорбительным тоном; ни с ними, ни с кем-то другим.
Мы должны настаивать на том, чтобы вежливость была взаимной, напоминая о том уважении, которое мы проявляем к ним, и спрашивать, что им больше нравится: взаимное уважение или взаимные оскорбления.
Уважая детей и требуя уважения в ответ, мы преподаем им урок, лежащий в самой сердцевине нравственного развития: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.


Бумеранг
родительской любви


Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного
1Посл. к Тимофею, 5, 8


В психологии взрослого и ребенка есть некоторые существенные различия. Ребенок оценивает людей по их поведению, а взрослые ориентируются в первую очередь на слова. Прекрасно любить своего ребенка и хранить эту любовь в сердце, но этого мало. Нужно говорить ребенку о своей любви, это замечательно, но и этого мало, чтобы он знал и чувствовал, что любим. Вы должны выражать свою любовь еще и своими поступками, так как ребенок ориентируется именно на них. Только тогда, когда ребенок поймет, что на его сокровенный и самый главный вопрос по отношению к родителю: «Любишь ли ты меня?», вы отвечаете «Да» своим поведением, он будет уверен в этом. Вы можете много говорить о любви, но ваше дитя обращает внимание на поступки.
У ребенка существует потребность в восполнении душевных сил. Это происходит, конечно же, благодаря любви. Но если душевный мир ребенка не восполнен пониманием, любовью, добрым родительским словом, тогда ребенок будет непременно искать какой-то авторитет на стороне, искать компанию, в которой его душевная значимость ценилась бы и подчеркивалась. Именно в этом причина того, что многие дети уходят из дома в подростковом, переходном возрасте, находят себе различные сомнительные компании. Родители вместо того, чтобы восстановить теплые, человеческие взаимоотношения, по возвращении детей начинают всячески их ругать, говорить: «Где ты шляешься, связался с какими-то хулиганами...», и тому подобное.
Именно родители должны восполнять эмоциональные, душевные потребности ребенка в любви, понимании, участии, чтобы он мог проявлять свои лучшие качества. Многие ли родители спрашивают своих детей: «Ну, как ты сегодня? Что у тебя в школе? Как твои дела?», — и могут просто поговорить о том, что действительно интересно подростку, а не о бесконечных уроках, домашних делах или проблемах, не имеющих непосредственного отношения к душевному миру подростка.

В переходном возрасте дети скорее отражают любовь, нежели являются ее источником. Какую любовь они получают, такую и отдают. Если они ничего не получают, то и отвечают тем же. Любовь с условиями отдается с условиями. Безусловная любовь возвращается безусловно.
Мы уже отмечали, что ребенок восполняет недостаток своих душевных сил от родителей. Это начинается с очень раннего возраста. Каждая мать знает, что в знакомом месте малыш старается проявить свою независимость, а в незнакомом — держится за маму. Ему нужно постоянно возвращаться к родителям за восполнением душевных сил, а потом опять уходить в свой мир, продолжать свою жизнь, которая во многом является борьбой за независимость. То же самое происходит и со взрослеющим ребенком.

Как реагирует ребенок на родителя

Анализируя конкретную конфликтную ситуацию, иногда полезно узнать, как, какими словами реагирует ребенок на донимающие его слова родителя. Иногда родитель признается, что ребенок говорит: «Я больше ни слова не скажу о себе, потому что все это ты используешь против меня». Или даже такое: «Еще раз ты мне скажешь об этом, я повешусь, мне надоело слышать эти упреки», или: «Если ты еще раз упрекнешь меня куском хлеба, я просто уйду из дома». На основании этих высказываний, характеризующих поведение родителей, можно спросить:
— Вы что, действительно говорите ей (или ему) это каждый день?
Чаще всего такого замечания бывает достаточно для того, чтобы родитель осознал тот факт, что его собственное поведение запускает соответствующие реакции сына или дочери.
Конечно, звучат и такие оправдания: «А что мне остается делать?», «До каких пор я могу терпеть?», «Я ведь говорю ему справедливые и правильные вещи». Но факт остается фактом: оценка своих действий как проявление чрезмерной опеки — один из поворотных моментов осознания родителем собственной неправоты. Но для того, чтобы решить проблемы с ребенком, этого недостаточно. Пастырь может помочь родителю пересмотреть три важных составляющих его отношения к ребенку, о которых мы уже говорили:
1) позиция по отношению к ребенку,
2) тактика повседневного поведения,
3) представление о собственном ребенке.

Прежде всего, родителю следует поставить под сомнение правомочность и целесообразность позиции всезнающего учителя жизни, которую он занимает по отношению к ребенку. Родитель должен понять, что, ежедневно втолковывая взрослому сыну или дочери банальные жизненные установки, нельзя добиться какого-то позитивного результата.
Иногда родителю достаточно просто задать вопрос: «А вы уверены, что вашему ребенку именно это необходимо?», или: «Как вы думаете, если все, что вы говорите, абсолютно правильно, почему он вас не слушает?».
Подобные проблемы во взаимоотношениях часто возникают по причине разницы представлений о жизни, о ее нормах и ценностях у родителей и у ребенка, уверенности родителей в своей правоте и нежелании с этой правотой расстаться, даже в обмен на любовь и согласие в доме. Конечно же, это может относиться к вопросам разных взглядов, к примеру, на музыку и прически. Сложнее — если речь идет, скажем, об отношении к труду (ребенок хочет лишь лежать на диване и смотреть ТВ, больше его ничего не интересует) или к ранней половой жизни (14-летняя девочка хочет жить «как все», чтобы «не выглядеть старомодно»).
Часто ответственность за воспитание перекладывается на образовательные учреждения, на нищих и уставших от собственного энтузиазма учителей. Еще хуже, когда дети брошены на произвол ставшего чуть ли не главой семьи телеящика. Он встречает их после школы, заполняет их досуг, скрашивает одиночество... Часто мир взрослых в глазах подростков выглядит фальшивым, лицемерным и, главное, приторно скучным. Отсюда и недоверие, и самостоятельное «богоискательство», и экстравагантно-экзотические формы протеста... Это и есть так называемая проблема «отцов и детей», которая во все времена волновала умы писателей, педагогов, воспитателей, всех думающих людей.

Любить ребенка не словами,
а всем сердцем


Ребенок — существо эмоциональное, он больше запоминает то, что чувствует в той или иной ситуации, а не то, что ему в этот момент говорят. Если ребенок чувствует любовь, добро, приятие, уважение, интерес к нему, то он позитивно запоминает то, что происходит и говорится вокруг, он формируется как личность с избытком душевных сил. Если же он чувствует себя зажатым в тиски разных «нельзя», «не следует», или, еще хуже, его унижают высказываниями типа «дураком растешь», «зачем я тебя на свет родила? одни мучения с тобой...», — то рано или поздно у него сложится убеждение о том, что он на этом свете лишний, возникнет ощущение глубокого одиночества и ненужности. Поэтому мудрые родители относятся к ребенку доброжелательно, заботливо, дают ему возможность почувствовать, что он нужен, что его принимают. Они не критикуют, не унижают, не подавляют ребенка, делятся с ним своим жизненным опытом, говорят с ним, как бы приоткрывая свою внутреннюю тайну, так, чтобы слова шли из сокровенной глубины родительского сердца.
Если вы станете делиться с ребенком своими сокровенными мыслями о Боге, молитве, богослужении, покаянии, причащении, то крупицы таких деликатных разговоров западут в его сердце и дадут ростки. "Христос ближе ко всякому человеку, чем мать к своему ребенку. Он любит нас больше, чем могут любить и любят нас родители. Всякий раз, когда мы делаем что-нибудь светлое, чистое, каждый раз тогда близко-близко стоит к нам Христос".
"Очень важно научить детей молитве дома и в Церкви. Учение не муштра, хотя и требует усилий труда, дисциплины. Цель обучения — это, прежде всего, воспитание души". Уважайте выбор ребенка. Если он не хочет идти сегодня в храм, не тащите его насильно, скажите, что вы за него помолитесь, а он к вашему приходу из храма пусть наведет в своей комнате порядок, и в доме непременно возникнет атмосфера праздника. Надо предоставить ребенку свободу выбора, желательно насколько можно раньше, как только он будет способен осознать это (в 8-12 лет). Объясните ему, что отношения с Богом — его личная тайна, в которую отныне вы вмешиваться не будете.
Совершенно недопустимо, чтобы религиозная сторона жизни стала предметом родительских манипуляций: «Если ты не причастишься, то я тебе не куплю...», «Если не пойдешь сегодня в храм, то не будешь смотреть мультики». Обусловленность родительской любви проецируется на Самого Бога, и в сознании ребенка Он запечатлевается как условно, а не безусловно любящий Бог.
Хотелось бы закончить словами отца Аркадия Шатова: «Воспитание детей — это вообще подвиг времени, — пишет отец Аркадий Шатов. — Нужно уделять этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с другими родителями, общения со священником, у которого дети исповедуются... Только тогда может что-то получиться. А, кроме того, наших детей нужно очень-очень сильно любить, и любить по-настоящему, потому что родительская любовь очень часто бывает направлена как бы не на то. Мы хотим, чтобы наши дети много знали, хотим, чтобы они умели играть на фортепьяно, хотим, чтобы они умели рисовать, чтобы они знали английский, французский, немецкий, испанский языки. А хотеть нужно того, чтобы они полюбили Бога, чтобы они верили в Него, чтобы они во всех жизненных ситуациях обращались к Нему, хотеть нужно спасения их души. Нужно молиться Богу, чтобы Господь помог вам научить их этому, самому главному, самому важному. Всю нашу жизнь построить ради этого и этим жить».

Учиться любить никогда не поздно

Многие считают, что родительской любви не нужно учиться, она существует сама собой. Все родители, конечно же, считают себя любящими, и вопрос о том, правильно или неправильно любят они своего ребенка, у них даже не возникает.
Что же такое любить? Это значит, что моя любовь должна быть в радость прежде всего любимому мною человеку, а не мне; моя любовь не должна приводить к конфликтам, проблемам, не должна отягощать жизнь того, кого я люблю. Напротив, она должна нести любимому человеку радость, помощь, уверенность, свет и добро. В этом смысле всегда, в любой ситуации, следует прислушиваться к себе: действительно ли мы любим этого человека или же мы любим свои чувства по отношению к нему? В большинстве случаев мы называем любовью собственные чувства по отношению к любимому. Многие не подозревают, что эти чувства могут приносить разлад в жизнь другого человека. Всякий, кто хочет приносить своей любовью радость, не гнушается учиться любить.

Главная задача родителей — создание дружной, счастливой семьи. В такой семье на первом месте должны быть отношения любви между супругами и только потом, в свете этой любви, — любовь родителей к ребенку. Успех в достижении контакта, душевной близости с подростком во многом зависит от отношений между родителями. Поэтому супругам надо понимать, что только сердечность и доверительность их взаимоотношений могут стать основой для подлинной близости и теплых отношений со своим ребенком.
О супружеских отношениях и беззаветной родительской любви Императрица Александра Феодоровна говорила так:
«Великое искусство — жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей.
Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение.
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни»...

Родителю (отцу или матери), который в одиночестве, при отсутствии второго супруга, воспитывает детей, нужна огромная мудрость для того, чтобы не появилась амбициозная, пристрастная привязанность к собственному сыну или к собственной дочери. Только тепло, излучаемое любовью между папой и мамой, может, не обжигая, согревать детское сердце. Любовь лишь одного из родителей в неполной семье или любовь в полноценной семье, но при отстраненном отношении к воспитанию одного из родителей, нередко бывает обжигающей.