Монах Константин

- Суета мешает.

- Старец Силуан 2 говорит: «Любить Бога никакие дела не мешают».

- А применимо ли это понятие к нашей современной жизни, особенно мирской? Ведь наш век отмечен особой суетой и безверием. Слышит ли современных людей Бог? Доступна ли им сегодня та «живая» молитва, о которой Вы говорите?

- Господь печется о каждой душе. Нет такой души в мире, о спасении которой не заботился бы Господь. И потому Бог слышит современных людей и внимает их, пусть даже немощным, молитвенным обращениям.

Иногда мы спускаемся с гор в селение, останавливаемся у мирских людей, общаемся со здешними жителями. И порой мы просто удивляемся, насколько в таких осуетившихся, казалось бы, до предела людях теплится живая, искренняя вера. Бывает, заходит речь о житейских делах и скорбях, и простая мирская женщина говорит:

- Я пошла, помолилась, и Господь дал мне то-то и то-то.

Другая ей говорит:

- Как это Бог может нас услышать?

Но первая с уверенностью отвечает:

- Я стояла (столько-то времени), молилась, и Бог меня не услышит? Этого не может быть!

И, действительно, видишь: она получает то, о чем просила.

Господь заботится о каждом человеке, а о современных людях, может быть, даже больше, нежели о наших благочестивых предках, которые жили два или три века назад. Потому что те люди не имели таких соблазнов, не имели такой развращенности нравов, не имели такого осуечения, такого пагубного окружения — можно даже сказать, духа злобы, который наполняет сейчас наше общество.

Ведь как растет и воспитывается нынешнее поколение? Бедные современные детки! Они уже с самого раннего возраста знакомятся со всевозможным злом, в том числе, через телевизор и другие средства массовой информации. А, подрастая, они реализуют это зло в своей жизни. Видно, кто-то очень «старается», создавая все условия для развития беззаконий в современном человечестве. И потому сегодняшние детишки имеют в своих душах засеянного греха несравненно больше, нежели их сверстники, скажем, в XIX веке.

Но, несмотря на этот скорбный факт, отчаиваться не стоит. Как говорит старец Паисий Святогорец, хотя современные молодые люди и узнали все зло, все множество таких грехов, которых не знали прежние люди, тем не менее, они могут спастись, проявив и особое покаяние. Господь разными путями ведет их к этому покаянию, к осознанию своих отрицательных качеств, приобретенных ими еще в детстве.

В молитве ко причащению Симеона Метафраста 3 есть такие слова: «Идеже преумножится грех, преизобилует благодать Твоя».4 Это значит, что несмотря на наше бедственное состояние — на то, что мы уже пропитываемся злом все больше и больше, Господь все-таки заботится о нас, умножая Свою благодать и преизобильно изливая ее на каждую заблудшую душу.

И эта забота проявляется даже тогда, когда человек уклоняется на какой-то ложный путь (идет к сектантам, проявляет интерес к экстрасенсорике, ищет духовности в восточных религиях). Однако если такой человек по-настоящему ищет цель жизни, искренним сердцем хочет познать: «В самом ли деле есть Бог и как с Ним можно и нужно общаться?» — то Господь такого человека никогда не отринет. Он слышит все его, может быть, даже не совсем скромно высказанные желания и являет Свою милость.

Привелось нам как-то раз прочитать в одном православном журнале такое повествование:

«Некий человек-инвалид, по имени Сергей, за свою жизнь прочел множество книг на религиозные темы. Он вдумчиво конспектировал прочитанное, но все-таки никак не мог понять: где истина, как нужно верить и молиться?

В конце концов, устав от бесплодных раздумий, Сергей решил отправить все свои конспекты в мусорный ящик. Собрав бумаги в мешок, он мысленно произнес: «Какая религия сама правильная — пусть тот конспект ко мне вернется».

И произошло чудо. Буквально на следующий день знакомый Сергея, работающий дворником и грузивший мусор, принес инвалиду его записи о Православии: «Смотри-ка, что я интересное нашел! Возьми и почитай».

Сергей был удивлен и поражен. С этого дня он окончательно и без всяких сомнений стал православным.»5

Вот такими многообразными путями Своего Премудрого Промысла приводит Господь людей к вере и спасению — лишь бы сами люди искренне желали обрести Бога в своей душе.

А вот еще пример — случай, который произошел в наших местах с одной молодой женщиной.

Случилось так, что эта женщина, ее сестра и брат были соблазняемы иеговистами и уже склонились к общению с ними. Они начали доверять заблуждениям сектантов, в том числе, смотреть без веры и должного почитания на святые иконы.

Узнав об этом, мы попытались им как-то помочь. Дали им большие иконы Спасителя и Божией Матери (бумажные, патриархийного издания6), рассказали о необходимости почитания православных икон, о молитве Иисусовой, молитвах «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся» и других важнейших православных молитвах. Слава Богу — после нескольких наших бесед эти люди начали возвращаться в лоно Православной Церкви.

Когда же, по прошествии некоторого времени, мы вновь спустились в селение, женщина рассказала нам следующую историю: «В один из вечеров сидели мы на кухне, было нас человек десять». Здесь, на Кавказе, существует такой обычай: собираются по вечерам на кухне родственники, соседи, друзья, знакомые, горит печка, и ведутся разные разговоры. «И вот, — рассказывает эта женщина, — они разговаривают между собой, а я сижу на стуле, смотрю на иконы и внутренне молюсь, Иисусову молитву читаю. Вдруг все как бы подернулось какой-то дымкой, я никого не стала видеть и никого не стала слышать. А молитва — такая сладкая и приятная. И вдруг за окном раздался голос: «У-у-у! Христиане, кому вы молитесь!.. вы бумажке молитесь!.. кому вы молитесь!..» Я встрепенулась, смотрю на всех — думала, что все слышат.

- Вы что-нибудь слышали?

- Нет, мы ничего не слышали. А что?

И я поняла, что кроме меня никто этого голоса не слышал».

Вот пример женщины-мирянки, которая, при ее искреннем желании молиться живо, получила такую молитву. Господь нелицеприятно дал ей этот молитвенный опыт. А раздраженный бес, злобясь на нее за то, что она оставила иеговистов и начала усердно молиться даже среди «кухонного базара», попытался разорить ее молитву своими богохульными выкриками7

Господь слышит каждого человека, будь то монах, мирянин или неофит (т.е. новоначальный) — лишь бы человек искренне обращался к Богу. В какой форме — или Иисусову молитву он читает, или Псалтирь, или по молитвослову утренние и вечерние молитвы — это не столь важно. Нужна только искренняя, сердечная непосредственность, можно сказать, детская обращенность к Богу. И Бог, будучи нашим Отцом, принимает обращение нашего сердца. Только нужно следить за тем, чтобы высказываемые нами желания были бы угодными Богу.

Беседа о молитве.
Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты.