Среди православных святых есть много молитвенников о животных – спутниках и помощниках человека. В молитвословах есть молитвы на благословление пчельника, об умножении пчелиного роя, о покровительстве стадам и пастухам, от падежа скота, о покровительстве рогатому скоту, о покровительстве овцам, лошадям, свиньям, гусям и другой водоплавающей птице. У каждого вида сельскохозяйственных животных есть свой небесный покровитель.
Вплоть до ХХ века, когда пастух выгонял скот в первый раз на травку (6 мая, в день памяти великомученика Георгий Победоносца), он непременно обходил стадо с иконой этого святого, чтобы защитил тот скот от волков и разбойников. 29 июля, в день священномученика Афиногена, крестьяне приводили к церкви коров, коз и овец, и над ними читались особые молитвы для умножения и здравия. А 31 августа, в день памяти святых великомучеников Флора и Лавра, бывала "конная мольба": к храмам вели лошадей, совершали торжественные молебны и кропили их святой водой, чтобы были сильными и выносливыми.
В течение столетий в православии постепенно складывалась традиция обращаться за помощью к определённому святому, когда возникают проблемы в тех или иных отраслях животноводства. Так считается, что святой Власий помогает скотоводам, святой Василий - свиноводам, святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу.
По поверью, святая мученица Агафья (покровительница домашнего скота), способствовала благополучному отелу коров. Онисим-овчарник (28 февраля по новому стилю) охранял от волков овец в овчарнях. Святому Модесту Иерусалимскому (31 декабря), покровителю домашних животных, молятся о его благополучии и здравии. Преподобомученица Анастасия Рымлянина - помощница в сохранении, благосостоянии и врачевании скота.
Святая Гертруда из Никеля (память 17 марта) покровительствует кошкам. И еще ей молятся, когда боятся мышей и крыс. Особенно святую Гертруду почитают католики, но поскольку жила она до разделения церквей, в VII веке, то и православным молиться ей не грех.
А вот святых, которым молились бы именно о собаках, в православном христианстве нет. Но ведь раньше лошадь была для человека таким же другом и помощником, как теперь собака! Вот и взывают сейчас святым Флору и Лавру да священномученику Власию, когда болеет или пропал любимый пес.
Приходится слышать, что православным нельзя держать собаку в доме, где есть иконы. Но это не так. Просто у собаки должно быть свое место в доме, отличное от положения человека. Когда священник запрещает держать собаку в доме, это его личное мнение, а не церковный канон.
Даже у китов есть свой покровитель! Это святой Брендан-мореплаватель, ирландский монах, который доплыл в VI веке через Атлантику до Америки!
Из жития христианских святых известно, что многие из них с большой любовью относились к «братьям нашим меньшим».
Один из наиболее почитаемых русских святых – Сергий Радонежский, чудотворец. Он приручал диких животных, которых было великое множество в лесах вокруг монастыря, им основанного. Еще задолго до основания монастыря мимо его одинокой келии в лесу пробегали стаи голодных волков и скрывались в чаще, или же подходили к преподобному и как бы обнюхивали его; заходили сюда и медведи. Но сила молитвы спасала пустынника. Однажды преподобный Сергий заметил перед своей келией медведя; видя, что он очень голоден, подвижник сжалился над зверем, вынес ему кусок хлеба и положил на пень. С тех пор медведь стал часто приходить к келии Сергия, ожидал обычного подаяния и не отходил до тех пор, пока не получал его; преподобный радостно делился с ним хлебом, часто даже отдавал ему последний кусок. И дикий зверь в продолжение целого года каждодневно навещал пустынника. Однажды Сергий кормил медведя, когда увидел, как татары тащат на аркане русскую девушку. Отец Сергий закричал, чтобы они оставили ее, а потом шепнул что-то на ухо медведю, и через секунду огромный зверь несся на татар. В ужасе они бросили пленницу и убежали.
Один из любимейших на Руси святых Серафим Саровский иногда изображается на иконах кормящим медведя. Само по себе появление на иконе животного многозначительно. Таким изображением, не символичным, не декоративным, но автобиографичным, иконописец стремится подчеркнуть, что святой был столь милостивым и кротким, что его не боялись даже дикие звери, а он не боялся их. В этом изображении не только слияние св.Серафима со всем миром живого, его приятие всех тварей, но и столь бесконечная доброта к животным, которая заставляла из забыть свой вековой ужас перед человеком. Взяв из монастыря хлеба на неделю, Серафим уединялся в своей лесной обители. Этим хлебом он делился с посещавшими его зверями и птицами. Часто приходил к нему огромный медведь, которого видели некоторые посетители святого старца. Он слушался преподобного и ел из его рук.
На иконе святого Герасима Иорданского всегда изображают льва, сидящего у его ног. Этот лев прислуживал преподобному как домашнее животное в знак благодарности за излечение от болезненного нарыва.
Также необходимо вспомнить святого Максима Исповедника, святого Антония Иорданского, святого Маманта, преподобного Иоанна Рыльского, помогавших зверюшкам...
В народном сознании прочно закрепилось — тот, кто не любит животных, вряд ли может искренне любить людей, а в православной печати, посвящённой взаимоотношениям с животным миром, часто употребляют выражение «Блажен, иже скоты милует», которое является вольным переложением библейского церковнославянского текста: "Праведник милует души скотов своих" (Притчи, 12, 10).