Иерей Дионисий Каменщиков



УХАБЫ ИСТОРИИ

А всегда ли так было? Всегда ли первый удар получала молодежь? Да, всегда. На всем протяжении человеческой истории молодые люди оказывались самыми неприспособленными и на них ложилась основная нагрузка. Однако такими беззащитными, как сейчас, на мой взгляд, они не были никогда. Мужчины как-то вдруг перестали быть мужчинами. С каждым новым поколением молодые люди становятся все более инфантильными. И сейчас, когда видишь человека, одетого в джинсы в обтяжку, с длинными волосами, зачастую не можешь понять, кто это – парень или девушка.

Это не веяние последнего времени, как может показаться на первый взгляд, это историческая закономерность, наследие советской эпохи. Именно тогда, в советское время, еще до войны, в погоне за результатами очередной пятилетки, насаждалась идеология, что женщина должна работать наравне с мужчиной; на плакатах сталинского времени изображали румяных девушек в телогрейке с фигурой тяжелоатлета и с кувалдой в руках. А после войны, когда многие миллионы мужчин не вернулись с полей сражений, нужно было большевицкими темпами восстанавливать страну, и без женских рук снова было не обойтись. Потом отстроились, жизнь вошла в мирное русло, но довоенное поколение мальчишек в той почти глобальной безотцовщине не получило должного воспитания и соответственно не смогло дать его своим сыновьям. Тем не менее, мужское население постепенно восполнилось. Однако многие из молодых людей быстро сообразили, что лежать на диване гораздо уютнее, чем стоять у станка или даже за институтской кафедрой, и постепенно перекочевали туда, по укоренившейся уже традиции оставив женщине совершать открытия и творить экономические чудеса.

В результате таких сложных исторических и идеологических перипетий мы и имеем сейчас вместо молодых людей существ неизвестного пола, которые за свою жизнь тяжелее ноутбука ничего не поднимали.

ТРИДЦАТИЛЕТНИЕ ДЕТИ

Когда-то давным-давно я читал повесть про войну, которая называлась «Навеки девятнадцатилетние». Рассказ в ней шел от лица девятнадцатилетнего лейтенанта, который в конце повествования погиб и остался навечно в таком возрасте. Меня поразило, насколько зрело он рассуждал, как по-взрослому действовал. Это был не девятнадцатилетний мальчик, а сформировавшийся мужчина. Сейчас, напротив, часто можно встретить тридцатилетнего мужчину, который остался в своем развитии навеки девятнадцатилетним. Не на пустом же месте появилась такая поговорка: «Мужчина – это ребенок, с возрастом меняются только цены на игрушки.»

Такой взрослый ребенок не способен принимать решения, не может отважиться создать семью, вообще не способен на поступок.
Ученые-биологи говорят, что у человека, как у вида, пролонгированное, то есть удлиненное, детство. У нас с вами детство занимает около четверти всей жизни. А у некоторых индивидуумов, как показывают мои наблюдения, растягивается до старости. Это тоже признак нашего времени. Такого раньше не было.

Александр Невский в 19 лет разгромил на Неве Шведское войско. Причем историки утверждают, что сделано это было малыми силами и предприятие возымело успех лишь благодаря личной отваге князя и его дружины.

Преподобный Сергий Радонежский ушел подвизаться в пустыню в двадцать с небольшим.

У Высоцкого есть песня «О погибшем друге». Натурой для нее послужил друг отца Владимира Семеновича некий Николай Скоморохов (кстати, наш земляк, родившийся в с. Белогорское под Красноармейском). Во время войны ему было также чуть больше двадцати лет. В одном воздушном бою он потерял друга и добился разрешение у командования вести персональную охоту, чтобы отомстить. Фашистские летчики-асы приходили в ужас от одного его имени. Было даже дано распоряжение объявлять о том, что Скоморохов поднялся в воздух. Так и передавали радисты своим асам: «Ахтунг! Ахтунг! Скоморохов в воздухе!» В конце концов, Николай нашел того летчика, который убил его друга, и успешно атаковал. Фашистский ас катапультировался и попал в руки к нашим. Первым делом он попросил показать ему известного всему Люфтваффе Скоморохова и, когда увидел Николая, этого двадцатидвухлетнего белобрысого парнишку, никак не мог поверить, что это и есть тот самый страшный русский ас.

В истории таких примеров - не счесть. А в современной жизни? Тридцатилетний ребенок с его дорогими игрушками вряд ли способен на такое. Он всегда будет в этой жизни слабым звеном, трудности его быстро сломают.

БЫТЬ МУЖЧИНОЙ

Что же делать? Неужели все у нас так плохо и нет выхода из сложившейся ситуации? Есть. И христианство учит, что, пока человек жив, он способен измениться и измениться коренным образом. Если Бог сотворил тебя женщиной, поищи опоры. А если ты родился мужчиной, будь им. Одевайся как мужчина, принимай мужские решения, не перекладывай свои обязанности на другого человека. Пусть женщина рожает и спокойно воспитывают детей, а не вкалывают на двух работах, чтобы как-то свести концы с концами. Предоставь ей это, займись ты обустройством быта.

Арнольд Шварценеггер однажды сказал такую гениальную фразу: «В своем доме огонь в камине я развожу сам». Разведи сам огонь в своем очаге. Сам думай, как заработать, сам решай, сколько иметь детей и где провести отпуск, сам поищи способ разрешить те проблемы, которые преподносит нам жизнь. Отвечай за слова. Не можешь сделать – не болтай. Это не что-то сверхъестественное, это норма, это значит – просто быть мужчиной.