Иерей Вадим Попов

За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1Фес. 5, 18)

Каждый человек, здесь, на земле, хочет одного – быть счастливым. Психологи утверждают, что для этого нужно немного… семья, работа, друзья; что счастье – предмет нашей самореализации. Сложно не согласиться с перечисленным выше, но верующий человек скажет – истинное счастье в богообщении. Оно там, где в семье, в работе или среди единомышленников есть место Богу, а значит, есть место любви.

Мы живем в стране, которая более тысячелетия знает Бога. Подавляющее большинство ее граждан относят себя к православному вероисповеданию. Однако это отношение не у всех одинаково. Для многих из нас вера является неким набором навыков внутрицерковного общения и никак не определяет характер нашей жизни. Пример Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и многочисленного лика святых угодников Божиих остается за границами нашего интереса. Создается ситуация, когда крещеный человек вкладывает в понятия Веры, Надежды и Любви свое, удобное видение, отличное от учения Церкви. В качестве примера приведу несколько строк анонимного автора, подписанных – просто Человек:

Как будто есть уж все: семья, работа, дом, Друзья есть, даже есть еще здоровье, Надежда, вера есть… Есть горькое злословье, Есть опыт и тоска, надорванность и грусть, Депрессия порой, непониманье, А также есть, как прежде, неземной, Любви глубокой, страстной ожиданье…

Так, по сути, формальный христианин остается далеким от Бога и собственного счастья. Его окружающий мир наполнен не той любовью, в нем нет места подвигу, он не умеет и не желает жертвовать собой. И как следствие этого – неудовлетворенность, уныние, тоска по нереализованным возможностям, непонимание окружающих.

Такой человек уповает лишь на то, что обстоятельства сложатся сами собой, его удел – ожидание или…

К сожалению, бывает и так, что крещеные в православии люди ищут легкие пути к своему земному счастью. Зная, что существует духовный мир, некоторые из нас, попирая обеты Таинства Крещения, обращаются к помощи оккультного.

Любопытство к собственной судьбе, читай: недоверие к Промыслу Божию, гордость и зависть по отношению к ближнему, ведут неразумных христиан в руки гадалок, «бабушек», и «экстра» колдунов. Этим они лишают себя Божией благодати, поскольку, обращаясь к нечистым силам, становятся их соучастниками. Более того, дают падшим духам над собою власть – в той степени, в которой согрешают.

Такие люди идут вопреки воле Творца, нарушая Его заповеди: Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них (Лев. 19, 31); И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? (Ис. 8, 19).

Зачастую отступление от Бога начинается, казалось бы, с невинного развлечения – гадания… на замужество, на благополучную жизнь, на здоровье будущего ребенка. Издавна гадания являлись частью языческих практик. Большее число гаданий приходилось на Святки – период между Рождественским сочельником и Крещением Господним (6–19 января н. ст.). Этот разряд гаданий именовали не иначе как «страшные».

К сожалению, практика обращения человека к падшим силам дошла до наших дней и получила широкое распространение. Однако наряду с описанием противных всякому здравому смыслу методик в средствах массовой информации можно найти и описание их последствий. Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткою, но оканчиваются всегда вредом для души. Нет, никакой разницы, гадаете ли вы из серьезных побуждений или же просто ради развлечения, баловства, шутки. Вот наиболее типичный пример: «Это случилось в прошлое Рождество. Мне было 17 лет, решила погадать на суженого. Дома я была одна. Посидела перед зеркалом со свечами, а перед сном сказала: «Суженый мой, ряженый, приди ко мне наряженный!» Ночью вдруг чувствую: мне на предплечье легла чья-то тяжелая и очень горячая рука – было ощущение, что человек наклонился над кроватью и ждет, когда я проснусь. Потом существо руку убрало и стало, громко шаркая ногами, ходить по комнате. Я начала молитвы вспоминать. И такая леденящая душу тишина вокруг, и эти шаги! Потом существо стало пыхтеть, пинать кровать (она качалась!). Я поняла – оно хочет, чтобы я на него посмотрела. Я была уже почти мертва от ужаса. И вдруг стало ясно, что в комнате никого нет. Но до рассвета я уже не уснула. Самое ужасное, что в следующую ночь все повторилось, и этот ужас – приход моего «суженого» – продолжался целый год! Я даже уже попривыкла к нему. Это был столб из черной субстанции, невысокий – сантиметров 120. Однажды я проснулась часа в 4 утра, когда в комнате уже было солнце. Сначала обрадовалась – сущности этой не было. Но только вспомнила о ней, как она и появилась. И, как всегда, при ней меня так скрутило, что я ни кричать, ни шевелиться не могла. После этого я пошла в церковь, плакала, просила прощения…»

Этот, далеко не самый жуткий, случай напоминает нам о том, что к гаданиям нужно относиться намного серьезнее, чем у нас сегодня принято. Выглядывая жениха или невесту в зеркале, надо помнить, что подпускать к себе зло в образе суженого далеко небезопасно. Можно испытать сильное потрясение, не выдержать, лишиться рассудка.

Кроме того, гадания программируют человека, внушая страх перед трудностями жизни: кто-то ждет обещанного высокого брюнета, безжалостно отметая всех блондинов; кто-то так поверил в неблагоприятный исход событий, что с удвоенной силой ведёт свою жизнь к краху. Кто-то опустил руки и перестал бороться. Зачем? Все предрешено.

Но, пожалуй, главная опасность гадания состоит в том, что в духовную и физическую жизнь человека вмешиваются те силы, при помощи которых проводятся гадания. И отвернувшийся от Бога человек остается с ними один на один.

Что же касается древности сего обычая, на которую так любят ссылаться «ревнители старины», то древность еще не является признаком святости и богоугодности. До крещения Руси предки наши были язычниками и, к большому сожалению, до сих пор не смогли избавиться от многих языческих традиций и обрядов. Необходимо, оставшись наедине со своей совестью, дать ответ самим себе, кто мы: христиане или же язычники, лишь по большим праздникам надевающие на себя маску христианства?

В заключение хотелось бы для всех, кто испытывает сомнение по поводу своего будущего или недоволен своим настоящим, привести слова преподобного Серафима Вырицкого, описывающие разговор Бога с душой:

«Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было».