В последнее время все чаще приходится встречаться с различными дискуссиями на тему того, что же такое истинное послушание и чем оно отличается от послушания ложного. Почему же сегодня мне так хочется разобраться в этом? Дело в том, что слова о необходимости «пребывать в послушании» сломами, психологически разрушили многих близких мне людей, которые после интенсивного воцерковления и жизни в «послушании у батюшки» превратились в жалких, апатичных, зависимых и несвободных людей.
Когда человек попадает в атмосферу, в которой слово «послушание» упоминается чаще, чем слово «Господь», разговоры и наставления о послушании, как правило, предваряются рассуждениями о необходимости крестоношения. Действительно, Иисус Христос однажды сказал: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьмите крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Однако, некоторые православные «берут крест» и сосредотачиваются исключительно на собственных страданиях. Однако взятие креста не является конечным результатом. Он дает возможность повиноваться Богу, следовать за Ним. Но ведь можно жить жертвенной, самоотверженной жизнью и при этом не следовать за Господом. Фактически, человек может избрать самоотверженность и самопожертвование, оставаясь при этом в состоянии противления Богу!
В конце концов, для того, чтобы разобраться в этом, я взял в руки лежащую на самой высокой полке, уже успевшую запылиться, Библию, и начал жадно вчитываться в ее, в некоторых местах до сих пор склеенные страницы…
Единственный способ быть в послушании — это взять свой крест и последовать за Христом, ибо если наши собственные планы и желания не умрут, то нам постоянно придется выбирать между волей Бога и желаниями человека. Под «желаниями человека» подразумевается не только собственная воля человека, но также воля другого человека, если она идет вразрез со Словом Божиим. В Евангелии сказано: «Если слепой ведет слепого, не оба ли упадут в яму?» , при этом нигде не сказано, что «если один слепой ведет другого слепого, то за послушание первому слепому, если даже он упадет в яму, второй — останется стоять».
Поэтому сначала хорошенько рассуди, кому ты вручаешь себя в послушание и куда поведет тебя этот человек.
Если мы не отвергнем себя, мы найдем способ исполнять свои собственные желания, и даже воспользуемся Священным Писанием, чтобы подтвердить это!
Для примера откроем Ветхий Завет. Жертвоприношение было религиозным установлением в Израиле, и для того, чтобы исполнить послушание религиозной традиции, царь Саул пришел принести животных в жертву. Однако он был непослушен Божьему повелению. Может ли служение Богу включать в себя непослушание? Если да, то тогда сатана может получать удовлетворение от совершаемых по традиции религиозных церемоний. Но Бог утверждает: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы» (1Цар. 15, 22). Послушание кому? — Обратите внимание — гласу Господа! Вот о каком послушании идет речь.
Возможно ли такое? Да, если мы живем в эпоху Нового (а не Ветхого) Завета. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. (Иер. 31, 33-34)
Господь искренне желал (и желает) иметь не только со Своим народом, но и с каждым Своим сыном или дочерью личные отношения. Люди же, боясь ответственности, возлагаемой таковыми отношениями, издревле пытаются спрятаться за того, кто мог бы стать посредником в этих отношениях: за священника, религиозную традицию, верность народным обычаям и верованиям.
Давайте вспомним тот фрагмент книги Второзаконие, в котором Моисей повторяет народу десять заповедей, данные ему на горе Синай. После того, как заповеди были произнесены во второй раз, произошло вот что. Моисей еще раз подтвердил, что «слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне». И далее Моисей свидетельствует: «И когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнем, то вы подошли ко мне, все начальники колен ваших и старейшины ваши, и сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив; но теперь для чего нам умирать? ибо великий огонь сей пожрет нас; если мы еще услышим глас Господа, Бога нашего, то умрем, ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живого, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива? приступи ты и слушай все, что скажет [тебе] Господь, Бог наш, и ты пересказывай нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять». (Втор. 5, 22-27).
То есть, народ единодушно отказался от личных отношений с Господом, предпочитая, чтобы посредником между ними и Богом стал Моисей. Как реагирует Господь на этот вызов, на это желание отстраниться, спрятаться от личных отношений с Богом за спину посредника? Послушаем Моисея: И Господь услышал слова ваши, как вы разговаривали со мною, и сказал мне Господь: слышал Я слова народа сего, которые они говорили тебе; все, что ни говорили они, хорошо; о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! (Втор. 5, 28-29). Бог смиряется перед человеческим произволом. Ну что может сказать Отец детям, которые просто не хотят знать Его лично, общаться с Ним, говорить с Ним… Он говорит: «хорошо», принимает их условия, но затем сокрушается: о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! Он соглашается, чтобы хоть в какой-то мере сохранить Свое влияние на этих людей, ибо знает, что через исполнение Его заповедей, через хотя бы опосредованное послушание Ему, им будет «хорошо».
И далее Господь говорит Моисею: пойди, скажи им: «возвратитесь в шатры свои»; а ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их, чтобы они [так] поступали на той земле, которую Я даю им во владение. Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение. (Втор. 5, 30-33)
Итак, история поиска послушания посреднику вместо непосредственного послушания Богу не нова — она тянется со времен Ветхого Завета. И если тогда такое положение вещей тогда было оправдано тем, что до времени Бог соглашается на выдвинутые людьми условия, то в Новом Завете Бог устраняет посредничество, провозглашая, что «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. (1Тим. 2, 5-6). Обратите внимание, устраняется не наставничество, не отцовство во Христе, не иерархичность церковного устройства, но именно посредничество между Богом и человеком. Иисус Христос единожды и навсегда становится этим Посредником.
Приходилось ли вам проходить собеседование при приеме на работу? В таких случаях вы надеваете самую лучшую одежду, укладываете каждый волосок в своей прическе. Почему? Из-за положения человека, с которым вам предстоит встретиться. Прежде чем коснуться вопроса покорности и жертвоприношения, нужно понять, Кому же мы должны повиноваться:
Так говорит Господь: небо — это престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66, 1-2)
Остановитесь и поразмышляйте над этим. Бог создал землю и вселенную. Он Своей рукой разместил на небе звезды. Большинство из нас не представляет себе, насколько огромна вселенная. Имея опыт работы инженера, я исследовал некоторые из известных человеку фактов, указывающих на величие Божьего творения.
Свет перемещается в пространстве со скоростью триста тысяч километров в секунду (не в час, а в секунду). Это составляет одну тысячу восемьсот миллионов километров в час.
Расстояние от Земли до Луны триста восемьдесят четыре тысячи километров. Если бы мы летали на Луну самолетом, нам потребовалось бы двадцать дней. Свет же долетает до Луны за одну и тридесятых секунды!
Расстояние от Земли до Солнца составляет сто пятьдесят миллионов километров. Если бы вы отправились к Солнцу на самолете, ваше путешествие продлилось бы больше двадцати одного года. Подумайте, какими долгими были последние двадцать лет вашей жизни. А теперь представьте такой же долгий, без остановок, полет к Солнцу! Тем, кто предпочитает путешествовать на автомобиле, потребовалось бы для этого примерно двести лет, если ехать без остановок. Свету же, чтобы долететь от Солнца до Земли, требуется всего восемь минут двадцать секунд!
Ближайшую к нам звезду отделяет от Земли расстояние в четыре с половиной световых года. Чтобы долететь до нее на самолете, понадобилось бы примерно пятьдесят три миллиарда лет — пятьдесят три с девятью нулями! Свет же достигает ее всего за четыре с половиной года.
Средняя звезда, видимая невооруженным глазом, находится от нас на расстоянии от ста до тысячи световых лет. Я даже не стану пытаться вычислить, сколько потребуется времени, чтобы долететь до нее на самолете. Однако подумайте: свету, движущемуся со скоростью триста тысяч километров в секунду, требуется тысяч лет, чтобы достичь Земли. Это значит, что наблюдая ночью звезды, вы видите свет, излучаемый ими во времена правления Петра Первого, свет, с тех пор с постоянной скоростью в тысячу восемьдесят миллионов километров в час! Свет, появившийся за сотни лет до того, как была крещена Русь!
Не будем останавливаться на этом. В середине девяностых годов с космического телескопа были получены фотографии галактик, находящихся от нас на расстоянии в семь тысяч световых лет! Наш разум не в состоянии представить себе подобные расстояния. Можете ли вы теперь лучше представить, каков наш Бог?
Бог поставил эти звезды на своих местах Своей рукой. Вся вселенная не может вместить Его. В книге пророка Исаии говорится, что Бог исчерпал воды горстью своей и пядью измерил небеса (Ис. 40, 12). В этом контексте посмотрите на вопрос, заданный Богом через пророка Исаию. Он сказал: Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же вы построите дом для Меня? Вспоминаются слова Соломона, сказанные им в конце своей насыщенной и успешной жизни: Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели перед лицем Его (Еккл. 3, 14).
Есть большая разница между тем, что делаем мы, и тем, что делает Бог. Когда Бог что-то делает, то к этому ничего нельзя добавить, и от этого ничего нельзя убавить. А в Книге Псалмов (Пс. 126, 1) сказано: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его. Заметьте, что мы можем трудиться, стремясь служить Богу своими силами, однако наш труд не будет иметь вечной ценности и будет напрасным.
В Божьем Промысле ничего нельзя убавить или изменить. Даже если мы напрасно трудимся или противопоставляем себя Его целям, Его намерения все равно исполняются.
Премудрый Царь Соломон сказал: Что было, то и теперь есть, и то будет, то уже было, — и Бог воззовет прошедшее.
То, что существует сейчас, и то, что должно совершиться, уже было в Божьих мыслях. Это свидетельствует о Его верховной власти. Тем не менее, Бог требует отчета за то, что было. Другими словами, нам предстоит отвечать за наше послушание или непослушание Его воле.
Но человек может проявить непослушание двумя способами. Первый — когда он делает что-то, что Бог не говорил ему делать. Второй — когда он не делает того, что Он сказал ему сделать. Именно поэтому премудрый Соломон сказал: И Бог воззовет прошедшее, то есть призовет к отчету за прошлое.
Иисус Христос делал только то, что делал Его Отец, — ни больше ни меньше. Он прибавлял к воле Отца и не отнимал от нее, что являлось полной противоположностью религиозным лидерам того времени. Внимательно прочтите две следующие цитаты из Евангелия, обратив внимание на слово «ничего»:
На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить сам от себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также… Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 19, 30).
Иисус Христос не выходил на служение первые тридцать лет Своей земной жизни. Но Он знал, что Он — Мессия. Нам это известно, потому что родители нашли Иисуса в храме, когда Он слушал и задавал вопросы. Когда они спросили Иисуса, что Он там делал, Он ответил: Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? — затем Иисус отправился с родителями домой, и оставался в повиновении им, пока не исполнилось ему тридцать лет (см. Лк. 2, 41-52). Дополнительным подтверждением этого служит тот факт, что Свое первое чудо Иисус совершил в возрасте тридцати лет на браке в Кане (Ин. 2, 11). Можете ли вы представить себе Его, двадцатипятилетнего, походящего мимо слепых, глухих, хромых и прокаженных, лежащих на улицах Назарета? Он мог бы возложить на них руки и исцелить, однако не делал этого. Он ждал. Продолжал обрабатывать дерево с названным отцом Иосифом, исправно посещать синагогу и, молясь, бродить по холмам Галилеи, пока Ему не исполнилось тридцать лет. Иисус не давал Себе воли, не начинал Своего служения, ожидая благословения Отца.
В возрасте тридцати лет Иисус пошел к Иоанну, чтобы, крестившись от него, исполнить всю праведность. Именно тогда Его Отец провозгласил с небес: «Это — Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
Иметь благоволение — значит быть довольным! Христос еще ничего не сделал, только плотничал и ходил по Галилейским холмам. Тем не менее причина того, что Отец был доволен и явил Свое благоволение, заключалась в абсолютном послушании Иисуса Христа.
Теперь посмотрим на Его служение. Есть много примеров, отражающих Его совершенное послушание. Обратим внимание на некоторые из них. Был некий человек по имени Лазарь, которого Иисус любил. У него было две сестры, Марфа и Мария. Лазарь заболел и был при смерти, и его сестры послали людей сообщить об этом Иисусу.
Когда их вестники нашли Господа, они сообщили Ему, что сестры Лазаря, опасаясь за его жизнь, просят Иисуса срочно прийти, и ожидают ответа. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
Пришедшие за Иисусом, возможно, стали объяснять: «Может быть, мы не совсем ясно выразились, Иисус. Он так болен, что скоро умрет! Тебе нужно поспешить!» Тем не менее, Иисус оставался спокоен.
Когда наступил вечер первого дня, все, кто был с Иисусом, посмотрели друг на друга с немым вопросом в глазах:
— Неужели Иисусу все равно? Почему Он не отправился в Вифанию? С тех пор, как мы сообщили Ему это известие, прошло уже несколько часов. Какой же Он после этого друг?
Иисус чувствовал их разочарование и вопросы, но все равно остался непоколебим.
Обратите внимание на заметную разницу между бездействием Иисуса и отношением Саула: «Это нужно сделать, чтобы народ был счастлив?» Саул знал Божие повеление, но поддался давлению со стороны людей (1 Цар. 15, 24). Он сдался и сделал так, как они хотели. Он угодил людям, но ослушался Бога. Как часто мы не слушаем Бога ради того, чтобы угодить братьям?
Иисус делал только то, что ему говорил Отец! По прошествии двух дней Иисус сказал: «Пойдем к Лазарю».
Вестники, наверное, подумали: «Если Ты знал, что все ровно пойдешь, почему же Ты не отправился двумя днями раньше? Почему именно сейчас?» Этому была причина: Сын ничего не может творить Сам от Себя? если не увидит Отца творящего (Ин. 5, 19).
У людей с церковным менталитетом существует убеждение: «Если таинство совершено правильно и правильно поставленным священнослужителем, оно непременно совершится».
Да, Дух Святой, совершает все церковные таинства, но полагать, что Бог всегда и безусловно подчиняется человеческой воле, — значит ставить телегу впереди лошади. Мы не ведýщие, а Бог — не ведóмый. Наоборот, Бог ведет, а мы следуем за Ним — если мы мудры (Ин. 12, 26). По мере того как мы следуем за Ним, Он наставляет нас.
Некоторые люди ошибочно полагают, что если совершается таинство елеосвящения, независимо от Божией воли и личных отношений человека с Богом, Бог будет обязан исцелить его и подтвердить наше желание исцеления человека. Если бы это было истиной, с помощью соборования можно было бы опустошить больницы. Бог через таинства будет исцелять и творить чудеса, но по Своей инициативе, когда мы следуем за Ним.
В Евангелиях есть много упоминаний о том, что «Он исцелял всех». Однако эти случаи не были универсальными. Возьмите, например, всех больных, слепых, хромых и расслабленных у купальни Вифезда, которых Иисус оставил лежать там, исцелив одного человека от болезни, длившейся тридцать восемь лет (Ин. 5), почему он пришел и исцелил одного, и не прикоснулся к остальным?
Как насчет человека, хромого от утробы матери, которого каждый день выносили к дверям храма? Иисус проходил мимо него всякий раз, когда входил в храм. Почему же Иисус не исцелил его? Потому что Его Отец не повелел Ему сделать этого. Тем не менее, на исцеление этого человека была воля Божия. Позднее Петр и Иоанн поставили его на ноги по указанию Святого Духа (Деян. 3).
Иисус не служил по формулам. Он плюнул и сотворил брение для исцеления одного, возложил руки на других и просто обратился к третьим. Кому-то Он возложил на глаза комки грязи, кого-то отослал к священникам. Почему такое разнообразие? Потому что Он не следовал никакой формуле — Он смотрел на то, что делает Его Отец, и делал то же самое!
Бог хочет, чтобы Его дети именно так служили Ему. Его воля в том, чтобы мы достигли того момента, когда мы будем смотреть на Него и делать только то, что делает Он. Это включает в себя бездействие, когда Бог молчит. Он хочет, чтобы мы оставили жертвоприношения, основанные на том, что мы думаем или что мы хотим, и вернулись к простому послушанию Богу. Помните, пророк Исаия указал, что все наши жертвы не принесут Богу чего-то нового, чего Он не имел.
Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же вы построите дом для меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66, 1-2).
Когда нами овладевает чувство собственной неполноценности, несоответствия, наш Небесный Отец обратит внимание и поддержит смиренного человека, трепещущего перед Его Словом. Бог обращает внимание на самых кротких и смиренных.
Пророк Исаия образно показывает нам Божие отношение к жертвам, принесенным в непослушании.
[Беззаконник же], заколающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их (Ис. 66, 3).
Разве Бог не заповедовал приносить в жертву тельцов и агнцев? Разве Он не установил хлебное приношение? Разве не Бог повелел Моисею воскурять фимиам во святилище скинии?
Почему теперь Он приравнивает принесение в жертву тельца и агнца к убийству человека или задушению пса? Почему Он говорит, что их жертвы — как нечистая свиная кровь? Почему Он уподобляет воскурение фимиама (символ их поклонения и молитвы) молитве идолу?
[Беззаконник же], заколающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же , что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, — так и Я употребляю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал — и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно мне (Ис. 66, 3-4).
Когда Бог звал, никто не ответил. Когда Он говорил, никто не слушал! Люди были настолько заняты «служением Богу», своими религиозными ритуалами (которые Бог назвал мерзостями), что не послушались Его голоса! Бог был опечален их выбором: «Они избрали жертвы вместо того, чтобы слушать и повиноваться Моему голосу». Он ясно дал понять, что не этого ищет!
Не это ли происходит сегодня с нами?
В нашем служении Богу, не заняты ли мы своими молитвенными правилами, паломничествами, постами, поиском благодатных старцев настолько, что за всем этим не слышим, что говорит нам Господь, не знаем Его, не слушаем Его? Не увлеклись ли мы всем этим настолько, что забыли, как просто слушать Его голос и трепетать перед Его Словом — Священным Писанием?
В наши дни очень легко воссоздать внешние формы богослужения, но при этом опустить его цель и смысл. Очень легко поддаться давлению неотложных требоисполнений, богослужебных указаний, необходимости поддержания статуса священнослужителя и самодовольства от духовного контроля над людьми, а также всего остального, что пытается указать нам курс. Но как насчет послушания Духу Божиему?
Можем ли мы просто следовать за Ним, позволить Ему вести нас, или же мы жестко связаны уставными формами, правилами и принятыми обычаями?
Распорядок (чинопоследование) православного богослужения достаточно регламентировано. И в этом есть определенное удобство. Но не становимся ли мы при этом подверженными такого рода непослушанию, которое проявилось в жизни царя Саула, когда считаем, что правильное соблюдение богослужебного устава оказывается важнее, чем повиновение Богу и обретение живых личных отношений с Ним. Мне приходилось встречать церковных уставщиков, которые прямо-таки ненавидели тех, кто просто ошибался на клиросе или начинал петь не на тот глас.
В подобных случаях, когда мы слишком заняты богослужебной скрупулезностью, Бог не будет завоевывать наше внимание. Он отойдет в сторону и будет наблюдать, как мы продолжаем заниматься своими делами.
Это имеет отношение не только к служению, но происходит и на личном уровне. Вопрос, который сегодня я задаю себе и вам: что важнее для нас: живые отношения с Богом или же правильное совершение богослужебных форм и уставов? Я не говорю о случаях, когда одно естественно и гармонично помогает другому. Я имею в виду те случаи, когда форма совершенно вытесняет суть, содержание.
Да сохранит всех нас Бог от этого незаметного обмана.
Источник: http://www.iona.kiev.ua/publishing/il/article/127/