Монах Константин

- Можно ли нам, простым грешным людям, не имеющим каких-либо особых духовных дарований, молиться за весь мир?

- Все мы, христиане, присутствуем в храме за богослужениями. А там ежедневно совершается молитва «о мире всего мира». И какие бы мы ни были: окаянные, прокаженные, уродливые (в Духовном смысле), но мы, если присутствуем в храме, должны живо участвовать в этой молитве. А это уже и есть паше возношение о всем мире, потому что мы прилагаем свою душу в словах молитвы: «Господи, помилуй!»

- Ну, это в храме. А келейно?

- Келейно — это уже каждый должен поступать по требованию своей совести и в совете с духовником. Если совесть понуждает: «Что же ты молишься только о своих близких? Господь-то промышляет о всем мире», — молиться можно. Но, конечно, смиренно, познавая свое ничтожество и недостоинство.

А если, скажем, человек пытается подвизаться, и у него уже появились какие-то чувства (плач о своих грехах, более внимательная молитва), но при этом он не сумел пребыть в смиренномудрии и самоосуждении, а незаметно уклонился в самомнение и самоцен, то враг непременно уловит его гордыми мыслями о себе. Тогда вполне могут прийти помыслы: «О, мне уже надо молиться о всем мире!»

Внушение это надо тщательно исследовать, ибо очень большое значение имеет побудительная причина — первый помысел, когда он засеялся. Если это побуждение пришло хотя бы с малейшим тщеславием или духом превозношения, что «я уже чего-то достиг, потому я теперь уже могу молиться о всем мире», — нужно знать: диавол на этом запнет, будет бить, будет «мутить», и, в конце концов, втолкнет в какую-нибудь яму. Потеряет такой человек и молитву, и слезы, и все прочее. Поэтому на сугубую келейную молитву за мир необходимо испрашивать благословения духовника, т.к. бывали случаи, когда брались молиться о мире, а потом падали.

Помню, лет 25 назад среди нашего братства произошел такой случай. Был праздник Успения Божией Матери (по праздникам мы обычно сходились на совместную молитву в небольшой часовенке). И вдруг после службы один брат начал прямо вслух, сильно, с вдохновением, молиться о всем мире: «Господи, помилуй мир! Господи, помилуй мир! Мир в таком состоянии! Помилуй мир!»

Я послушал его, и что-то меня насторожило. Такая молитва — она мне показалась странной: как бы не внушалась она страстью миролюбства. Потом этот брат еще два-три раза высказывался в подобном духе, выявлял свою «молитву о мире». Она меня насторожила еще больше. А через некоторое время он все бросил и ушел в мир (правда, он не был монахом — только послушником) Вскоре он женился раз, потом второй, потом третий.

Вот такие бывали случаи. Поэтому нужно тщательно исследовать побудительные причины молитвы за мир.

Говоря на эту тему, можно еще заметить следующее. Наблюдается, что если кто берется молиться за мир (или делать какие-либо «глобальные» дела) самопроизвольно, то за этим обычно последуют падения. Потому что когда человек начинает выступать в роли «спасителя вселенной» — «спасителя человечества», «благотворителя» для всего человечества — в этом проявляется величайшая гордость. Как рассказывали про одну известную женщину. Она выступала в роли «избранницы Божией» — считала себя «спасительницей мира». А фактически, это ее мнение о себе развилось в величайшую прелесть и величайшее пагубное состояние.

Так что нам нужно быть крайне внимательными и ни на минуту не забывать о том, что враг наш диавол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого [бы] поглотить» (1Пет.5:8).

- А как можно молиться за всех людей, чтобы это была краткая, но действенная молитва?

- Если кто имеет желание вознести молитву за всех, кто в этом нуждается, то по этому поводу могу привести один поучительный пример из жизни моего духовного брата Д.

Д. говорил, что когда он был еще в миру и только-только начинал молиться Господу, то думал: как можно молиться за ближних? За своих близких — это понятно. А как можно молиться за весь мир? В какой форме? Как это угодно Богу? «Я, — говорит, — начал просить Господа: «Господи, вразуми, помоги». И вот однажды пришел в храм, стою, молюсь. Служба еще не началась. В это время заходит старушка — такая благоговейная — и прикладывается к иконам. Делает поклон у иконы и говорит: «Помяни, Господи, всех, милости Твоея чающих и Тя призывающих!» Я послушал-послушал и думаю: какие глубокие слова!»

И действительно — насколько мудро и всеохватывающе это малое прошение: «Помяни, Господи, всех, милости Твоея чающих и Тя призывающих»! Ведь от Господа чают милости все — ну, может быть, кроме тех, кто уже имеет богопротивление и мунисты по воспитанию, и прочие заблудшие души — они все-таки внутри себя чают какой-то милости от Бога и временами колеблются при мысли: «Если Бог все-таки есть, то как бы Он помиловал и меня — и здесь, и в вечности, если она все-таки будет». И именно таким прошением — «помяни, Господи, всех тех, кто находится в заблуждении, но все-таки внутри, в своей душе, чает какой-то милости от Тебя» — охватываются миллионы и даже миллиарды людей. А, получая Божию милость, они уже начинают приближаться к Богу.

Второй фразой — «и Тя призывающих» — охватываются люди, которые уже познали, что Бог есть, и Его как-то призывают: в большей или в меньшей степени, чаще или реже, в Церкви или даже вне Церкви.

- Как это «вне Церкви»?

- Хотя такие люди еще и не воцерковились, но все-таки они уже обращаются к Богу. И потому есть надежда, что если они будут искренне к Нему стремиться, то Господь не оставит их ходить во тьме неведения, вне спасительной ограды Церкви, но ране или поздно вразумит и выведет на путь спасения.19

Таким образом, сим кратким молитвенным прошением охватывается почти весь мир.

Беседа о молитве.
Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты.