Монах Константин

- А как правильно расценить неисполненные молитвенные просьбы? Значит ли это, что они неугодны Богу?

- Это не всегда так. Это — судьбы Премудрого Промысла Божия, и не нам судить «отчего», «зачем» и «почему». Но, надо сказать, мы, сами того не осознавая, очень часто бываем похожи на малых детей: наши прошения оказываются настолько легкомысленными, что не исполняются любящим нас Богом ради Его любви к нам.

По этому поводу уместно привести рассказ одной женщины о своем духовном отце. Этот, умудренный житейским опытом пастырь, желая на примере показать, какое у нас порой бывает духовное неразумие, рассказал о себе следующую историю. В детстве ему часто приходилось видеть, как его дедушка вынимает изо рта необыкновенно красивые зубы (такие ровненькие, беленькие), на ночь кладет их в стакан с водой, а утром снова одевает. Эти «необыкновенные» зубы очень понравились мальчику, и он начал молиться: «Господи, и я хочу такие же! Дай мне такие зубы, как у моего дедушки!» «А когда я вырос, — рассказывал впоследствии батюшка, — узнал, в чем дело, — какие это «зубы», — то сказал: «Слава Тебе, Господи, что Ты не послушал моих молитв и не дал мне того, чего я у Тебя просил!»" Так что вот такие бывают случаи.

Конечно, бывают еще и такие молитвы, в которых мы просим вроде бы и доброго дела, и душеполезного, но не можем этого получить. Помню, рассказывал о себе один человек. Он много лет просил Господа об одном и том же, но не получал. Сначала думал: почему? «А потом, — говорит, — заметил: когда я кое-что получал, то не мог правильно принять этого дара, не мог его усвоить -именно со смирением его принять и сохранить. Как только эта милость Божия начинала действовать, тут же появлялись самодовольство, надмение, уничижение ближних. И дар отнимался».

На основании этого примера можно сделать вывод, что многие наши прошения не исполняются Богом только потому, что, получив просимое, мы не сможем из-за своей гордости принять и усвоить этого дара, но надмимся и погибнем.

Так что, как видим, везде и во всем проявляется Премудрый Господень Промысл.

- В таком случае — если существует опасность ошибиться в прошениях — может, вовсе не стоит обращаться к Богу с «личными» молитвами?

- Такое мнение — тоже крайность. Мы должны всю свою душу изливать в молитвах, но при этом предавать себя в руки Божии. Как говорит святитель Феофан Затворник, мы должны каждое свое прошение заканчивать приблизительно такой молитвой: «Господи, вот я излил свою душу пред Тобой, а Ты как Всесовершенный, Всемогущий и Любящий Отец, имиже веси судьбами устрой мое спасение. Как знаешь, как хочешь, но только спаси меня от моих грехов, страстей и от моего безумия. Имиже веси судьбами устрой мое спасение!» Этими словами, т.е. преданием себя в руки Господа, как Любвеобильного Отца и Всесовершенного Бога, должна заканчиваться каждая наша молитва.

И действительно, мы должны верить Богу как Богу, надеяться на Бога как на Бога и знать, что Ему все возможно. И эта наша вера должна оставаться непоколебимой даже и тогда, когда нам кажется, что вроде бы нет явных проявлений помощи Божией в какой-либо нашей нужде.

К сожалению, многие люди сегодня говорят и думают примерно так: «Вот мы молимся-молимся, а толка никакого нет! Бог нас не слышит». Особенно часто это бывает с матерями, которые молятся о своих заблудших детях. Они, видя, в каком бедственном состоянии находятся их чада, молятся об их вразумлении, а положительных сдвигов якобы нет. И они начинают изнемогать в вере. Чаще всего ослабляют молитву или бросают ее совсем, а то даже и ропщут на Бога: «Вот я молилась, а Бог не слышит и не исполняет моих желаний!» И бывает, что даже вовсе теряют надежду на Бога. Но это, конечно же, большая ошибка.

По этому поводу мне вспоминается рассказ отца N. из Почаева. У одной матери был единственный сын. Вернувшись из армии, он начал жить распутно: пить, гулять, увлекаться наркотиками. Мать была верующая и старалась, как могла, вразумлять его.

Однако сын, вместо того, чтобы вразумиться и исправиться, озлобился еще больше: начал оскорблять, а потом даже и избивать свою мать. Бедная женщина, конечно же, сильно скорбела. Молилась, ходила в храм, раздавала милостыню, просила, чтобы за ее сына молились.

Много лет прошло, а у сына никакого изменения — еще хуже стал. Женщина вся в слезах идет к батюшке: «Батюшка, что мне делать?» Он ей в ответ: «Молись. Господу все возможно». Проходит время, она опять идет к батюшке: «Батюшка! Никакого изменения нет. В чем дело? Не слышит меня Господь, не принимает моих молитв». Начала смущаться, колебаться. Батюшка ей говорит: «Молись. Господу все возможно».

Через некоторое время женщина сильно заболела, слегла уже на смертный одр. Призвала батюшку: «Батюшка, я уже, может быть, даже и умру, а Господь-то не слышит моих молитв!..» Батюшка ее утешал, как мог, но она все-таки осталась со скорбью, потому что видела, что сын пребывает в бедственном состоянии.

…В тот день, когда Господу было угодно забрать страдалицу-мать из жизни, сын пришел домой, как всегда, «навеселе». Пришел, глянул, а его мать уже умерла. И тут он вдруг как бы «проснулся»: «Что же я сделал! Ведь я сгубил свою мать! Как она страдала, сколько я зла причинил ей! Ведь это я загнал ее во гроб!» Настолько близко он принял это к сердцу, что у него произошел полнейший переворот в сознании: начал плакать, окаявать себя, пошел в церковь и там принес глубокое, искреннее покаяние. С тех пор он обратился к вере и начал жить благочестиво — стал настоящим рабом Божиим.

Вот такой случай. И хотя мать, казалось бы, не увидела этого благого плода при жизни, но, тем не менее, ее молитва не осталась бесплодной.

Так что и мы не должны отчаиваться и смущаться тем, что Бог якобы нас «не слышит» и ничего не предпринимает в каких-то тяжелых для нас обстоятельствах. Все происходящее в нашей жизни устрояется Премудростью Божией, до которой человеческий разум не может додуматься. Поэтому мы должны чтить Бога как Бога, и все наши дела предавать Ему, а не пытаться их сделать только по своему усмотрению, якобы самому «наилучшему».

И это очень важно — научиться предавать себя и наших ближних, и все обстоятельства нашей жизни в руки Божии. Потому что это очень большой грех — не чтить Бога как Бога (об этом говорит святитель Игнатий Брянчанинов, что часто мы не чтим Бога как Бога). А мы этого греха почти не осознаем.

Такое проявление бывает даже и во время молитвы. Иногда наши молитвенные обращения к Богу превращаются в дерзкие требования, что весьма скорбно.

В качестве примера — к чему может привести такое безрассудное поведение — расскажу еще один случай о материнской молитве. Дело было в Почаеве. Жили мать и сын. Сын пошел в армию, и там с ним произошло несчастье: какая-то кислота брызнула в глаза, и он ослеп. Его лечили в госпитале, но безрезультатно — домой он вернулся слепым. Мать, конечно же, была в шоке: молодой парень, а уже инвалид. Начала молиться, начала чаще ходить в церковь, ездить по монастырям, раздавать милостыню, просить всех, чтобы Господь исцелил ее сына.

Через некоторое время Свыше ей было дано вразумление: «Не плачь так. Твоему сыну не полезно быть зрячим. Лучше ему быть таким, какой он есть». Но мать не приняла этого вразумления, а продолжала молиться. Она начала уже просто требовать: «Матерь Божия, исцели его!»

Прошло немного времени, и ей опять было дано вразумление: «Не полезно ему». Но она все равно продолжала настаивать: «Нет, Матерь Божия, исцели! Тебе возможно!» В Почаеве от иконы Матери Божией были многие исцеления, поэтому она с таким укором обращалась к Матери Божией: «Если Ты других исцеляешь, почему Ты не исцеляешь моего сына? Других исцеляешь, а его не исцеляешь!» И с такой требовательностью, с таким напором: «Исцели его — и все!»

И вот однажды, в какой-то праздник, освятили в храме воду и начали окроплять ею людей. Брызнули и на этого парня. Он утерся этой водой и начал видеть — лучше, лучше. Промыл глаза и исцелился (насколько полным было исцеление, конечно, не известно, но, по крайней мере, он уже мог ходить сам, без посторонней помощи).

Мать была в восторге!.. Но эта ее радость очень скоро кончилась. Как только сын пришел домой, он увидел, что обстановка в их доме изменилась. Раньше обстановка в их доме была хорошая, а мать ради его исцеления все, что имела ценного, продала и раздала на милостыню. Сын, увидев это, вспыхнул гневом: «Что ты сделала?! Ты нас нищими сделала! Как я теперь буду жить?!» С тех пор он восстал на мать. Начал ее бить, начал над ней издеваться, запил. И до того доходило дело, что бегал за ней с топором вокруг дома, кричал: «Я тебя убью!» А потом, через некоторое время, она, действительно, умерла какой-то загадочной смертью. И хотя говорят, что «не пойман — не вор», но некоторые предполагают, что он ее и убил.

Ежедневно в церкви на ектениях мы слышим: «…сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Если же мы упорствуем, настаиваем на своих мнениях и желаниях, то вот чем это упорство может окончиться. В данном случае эта женщина через свою неумеренную материнскую любовь, быть может, погубила душу своего сына. Неполезно ему было то, что она ему испрашивала. Господь устраивал образ спасения этому юноше наилучшим для него образом, а она считала, что это не так, не желая почтить Бога как Бога. И вот такие получились печальные последствия.

Так, фактически, в вере Богу проявляется недоверие Ему. А мы этого зачастую не осознаем, не каемся и не исправляемся.

Помоги нам Господи, потому что мы, действительно, грешим во многом — грешим даже и самой молитвой. Так что надо быть очень внимательными, и если замечаем в себе что-то такое, то тут же нужно каяться, смиряться и исправляться.

Как пришлось однажды слышать — некая женщина говорила: «Я молитвой могу выпросить у Бога все, что хочу. Бывает так: я молюсь о чем-то — не получаю. Но я прошу: «Господи, мне очень хочется, дай мне это». Через некоторое время получаю. Потом возникает другое желание. Я знаю, что, может быть, Господь не хочет мне этого дать, но мне все-таки очень хочется. И я прошу, прошу, прошу: «Ну, Господи, ну мне очень хочется! Дай мне это!» И через некоторое время Он дает». И вот мне подумалось, что как бы это безрассудное «я-хотение» не довело ее до того, что было с той, прежде упомянутой женщиной. Потому что так вести себя с Богом нельзя.

Конечно, Господь терпит наше неразумие и удовлетворяет многие наши желания, даже и неполезные для нас. Но Он ждет, чтобы мы научились предавать себя Ему в руки. Ждет, чтобы мы всю свою и временную, и вечную участь, и все наши жизненные обстоятельства полностью предали бы Ему, т.е. почтили Его, как Истинного Бога — Всепремудрого и Всесовершенного Любящего Отца.

- Из приведенных примеров следует, что настойчивая молитва может быть греховной. А если душа просит чего-то необходимого для спасения? К примеру, просит, чтобы Господь не забирал ее из этой жизни неготовой? Если такие просьбы остаются как бы «без ответа», может ли человек продолжать молиться? Такая настойчивость не грех? Или же к вышеприведенным случаям (с требующими своего женщинами) это не относится, поскольку это разные примеры?

- Конечно, это разные примеры. Каждый случай нужно рассматривать отдельно, потому что под общими фразами можно подразумевать разные вещи. А если говорить конкретно о случае, когда кто-то просит у Господа: «Господи, не забирай меня из этой жизни неготового», — продолжать молиться об этом можно. Но внутри себя надо знать, что лишь одному Господу ведомо, когда кого забрать из этой жизни. И если случится, что таковой человек вдруг окажется перед лицом смерти, то и тогда ему нужно будет только сказать: «Господи, хоть я и думал, что я все-таки еще поживу, но если в этот момент Ты меня уже забираешь отсюда, то я верю Тебе, что Ты счел нужным забрать меня именно в этот момент. Ты лучше меня знаешь, в какой момент меня нужно забрать из этой жизни».

Нужно твердо верить Богу, чтобы не допустить ропота. Потому что в момент смерти, перед лицом смерти, можно возроптать на Господа: «Вот, я хотел еще пожить, я не готов, а Ты меня уже забираешь». Это неправильно по отношению к Богу, потому что Господь знает, когда кого нужно забрать, знает, когда человек готов, и Он забирает именно «готового».

И вообще, говорят, что умирают не старые и не больные, но готовые — готовые или к аду, или к раю. Это значит, что человек уже не может продолжать жить дальше, он уже находится как бы на верхней точке своих возможностей Добродетельный не может дальше преуспевать, потому что дальше у него пойдет уже спад: или самомнение, или надмение, или что-то подобное. Или если человек настолько утвердился во зле, что он уже не может обратиться к покаянию, а способен лишь умножать зло для себя и для других — тогда Господь зачастую забирает его из этой жизни ради других, чтобы он не причинял зла окружающим.

- Значит, мы должны в любом случае предавать себя в руки Божии? В любом, да?

- Конечно. В любом случае мы должны предавать себя в руки Божии и чтить Бога как Бога — что он Всеблагой, Всесовершенный и Любящий.

Бог есть Любовь. И если мы с любовью и доверием относимся к Нему, то мы усваиваем себе Его любовь.

Если же мы относимся к Нему со смущением, недоверием, недовольством, ропотом или даже враждебностью, то через это мы повреждаем себя и становимся неспособными принять и усвоить себе Его Божественную любовь. А что это значит, думается, понятно каждому. Так что, помоги нам Господи.

Беседа о молитве.
Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты.