Иеромонах Макарий (Маркиш)
Злословие – вещь понятная, не нужно никому объяснять, что это такое. Но мы хотим поговорить о нем более серьезно, чем в обычной постановке – с позиции принципиальной, христианской, аскетической (аскетической – это не значит, лежать на гвоздях, питаться отбросами, это значит – относящееся к человеческому совершенствованию, гигиене души, здоровью души).
Тут возникает довольно серьезная разница между здоровьем души и здоровьем тела: если у меня болит палец и одновременно повышенное давление, то с пальцем я иду к хирургу, а с давлением к терапевту, и они каждый занимается своим делом, потому что в материальном мире гораздо легче, гораздо естественнее разделение, разложение того, что происходит в жизни, на составные части.
А в духовном, нематериальном мире, которому принадлежит наша душа, это разделение тоже существует, но оно гораздо более проблематично и гораздо менее учетно. Душа одна… Даже про врача говорят: хороший врач лечит не болезнь, хороший врач лечит человека. И гораздо в большей мере то же самое надо сказать и о свойствах нашей души, исцелении нашей души, совершенстве нашей души.
Злословие можно считать неким феноменом, явлением, симптомом некоего внутреннего дефекта состояния человеческой души. Состоит оно в распространении зла через слово. Если я пришел в отдел полиции и меня допрашивают о каком-то событии, и я говорю правду, естественно, и в этом не будет ни одного грамма злословия. Будет четкое истинное свидетельство о том, что происходило.
Если я своему соседу начинаю рассказывать тоже правду, тоже истину о какой-то неприятности, которая произошла с другим соседом, о которой в принципе никто знать не должен, но я об этом рассказываю, приукрашивая, добавляя свой негативный эмоциональный заряд, – вот типичнейшее злословие, распространение зла через слово.
К сожалению, распространенное человеческое качество – наличие злобы в нашем сердце. Я запомнил эпизод: в давней своей молодости (прошло уже лет тридцать, я тогда недавно принял крещение) было у меня немного разных православных знакомых, мы приехали в гости к человеку (знаю к кому, но вам не скажу), она была не христианка. Мы сели за стол, пошел разговор не помню о чем, а хозяйке было неуютно, что она одна в компании людей, в ее понимании – инакомыслящих. И в какой-то момент она подпустила очень жесткую реплику:
«А вот почему так получается, что как православные соберутся, всегда друг про друга гадости говорят?» И я язык прикусил и запомнил, много лет прошло, а я помню.
И теперь я сам священник и приходится другим людям делать соответствующие разъяснения – прекрасно понятно, откуда это берется, откуда растут ноги – растут они из нашей греховности, из нашего сердца, наличия злобы в нашем сердце. К сожалению, так…
И как вести с этим борьбу? Как с дурной привычкой! У одного привычка – в носу ковырять, у другого – за ухом чесать, у третьего – слова-паразиты типа «это самое, это самое», хуже – сквернословие. Внимание к себе – это святоотеческое качество «внемли себе» относится к нашему повседневному поведению, правда, далеко не всегда помогает.
Но если мы будем себя слушать, если мы вспомним, что рядом стоит Христос и слушает, что мы говорим, и участвует в разговоре, мы прикусим язык скорее, чем у нас сорвутся с языка нехорошие слова. И даже если они сорвались, мы всегда можем исправить ситуацию, перевести разговор на другую тему, сгладить. Сказали про кого-то что-то плохое? Скажите тут же про него хорошее! «Вот архимандрит такой-то такой глупый, такой-сякой… но столько добра сделал!» Если вы так поведете разговор, то тем самым действительно компенсируете вред, который вы причинили, и избавитесь от этого греха.
А другая сторона этого же предмета – что делать человеку, о котором говорят плохо, клевещут, врут? Есть хорошая мысль, я тоже советовал некоторым прихожанам, – купить, нарисовать или даже вышить картинку с изображением гуся. Почему гуся? Потому что есть хорошая русская поговорка: «Как с гуся вода». Чтобы этот гусь нам напоминал, чтобы с нас, как с гуся вода, стекало все это ненужное, лишнее, зловредное, что о нас говорят.
Если мы будем так относиться к злословию, это огромнейшая польза. Но есть следующий этап нашего отношения к злословию – это замечательный отеческий принцип, пословица «Пейте бесчестие как родниковую воду». Когда о нас что-то говорят плохо, нас бесчестят, о нас злословят, воспринять это не просто «как с гуся вода», нейтральное, а что-то полезное, что-то хорошее, приносящее мне пользу, как холодная родниковая вода.
И в заключение я приведу один интересный эпизод. На юбилее одного архиерея было много гостей – прихожане, священники. Один пожилой священник произносит тост в честь архиерея: «Наш владыка – самый счастливый человек! Столько грязи, сколько на него вылили, еще ни на кого не вылили!» У всех челюсти немного отвисли… «Он это все перенес с полным спокойствием, миролюбием, терпением. А нам всем это еще предстоит! И вот как мы это перенесем, это еще посмотрим!»