Протоиерей Павел Адельгейм
Смерть св. Иоанна Предтечи указывает границы, за которыми добродетель превращается в свою противоположность – грех. Саломия, плясавшая перед Иродом и его гостями, на предложение Ирода «проси у меня, чего хочешь, и дам тебе даже до полцарствия моего», пошла к матери за советом: «чего просить?» Иродиада беспокоилась, чтобы Ирод не послушал Иоанна и не отослал Иродиаду к её законному мужу, Филиппу. Она могла лишиться положения царицы. Тщеславную женщину страшила такая участь, и она велела дочери «просить голову Иоанна Крестителя».
Девушка оказалась послушной дочерью и исполнила приказ матери. Можно ли назвать послушание Саломии добродетелью? Трудно усомниться в том, что девушка имела более приятные желания, чем убийство. Она могла попросить драгоценности и наряды. Но она была послушной дочерью и исполнила повеление матери. Не тошнит от её добродетели? Возникает вопрос: всегда ли следует слушаться, или ответственность за поступок все-таки несёт тот, кто его совершил?
Вторая добродетель Иродова: он поклялся перед гостями, что исполнит любую просьбу танцовщицы, и сохранил верность обещанию, данному в пылу похоти. Сохранить верность слову Ироду было нелегко. По свидетельству евангелиста, «печален был царь, но ради клятвы и возлежащих с ним, послал палача отрубить Иоанну голову». Стоила ли верность слову головы Иоанна Крестителя - человека, большего среди всех рождённых женами, по свидетельству Христа Спасителя? Преп. Антоний Великий назвал рассуждение важнейшей добродетелью, которая определяет меру и предел других добродетелей.