Монах Константин

- Но как можно «ответ» не спутать с чем-нибудь другим — например, со своей мнительностью или голосом страстей и бесов? Так ведь и в прелесть можно впасть.

- Действительно, просить непосредственный «ответ» от Бога, да причем тут же в мыслях — дело крайне серьезное, ошибиться — очень страшно. Я к этому прибегал только тогда, когда жил в полном уединении без единого человека поблизости на день пути (а зимой вообще не было возможности куда-либо выходить). Потому, как это делается, я лучше говорить не буду.

Теперь, когда у меня есть рядом иеромонах, намного проще и безопаснее поступать по-другому: отринув всякое свое желание (чтобы мое дело было решено так или этак), помолившись усердно: «Господи, вразуми раба Твоего иеромонаха N. как Тебе угодно, чтобы я поступил в этом деле…» и, беспристрастно изложив недоумение, воспринять первое его слово, как волю Божию.

* * *

Вообще сам этот вопрос о вразумлениях от Бога весьма серьезен. Но поскольку преподать его в более-менее удовлетворительной форме в данной беседе не представляется возможным, скажем лишь вот что. Рассуждая на эту тему, нужно иметь в виду следующие моменты.

Одно дело, когда «ответ» дается нам по нашей молитве — когда мы находимся в каком-то недоумении и просим Господа вразумить нас, как нам подобает поступить в том или ином конкретном обстоятельстве.

Другой вид вразумлений бывает, когда мы ищем волю Божию относительно какого-либо серьезного жизненного шага (например, идти ли нам в монастырь или создавать семью). Это уже иной случай. Соответственно иным будет и подход к решению этого вопроса.

Иное вразумление бывает в экстремальных ситуациях. Поскольку это особый пункт, то и вразумления здесь бывают своеобразны.

Существует еще вразумление, как нам бороться и избавляться от страстей.

Еще есть так называемое «предупреждающее» вразумление, которое дается нам от Бога без нашего прошения. Оно предупреждает нас о какой-либо опасности, не предполагаемой нами.

Есть и другие виды вразумлений. Но сейчас у нас не стоит задача подробно раскрывать эту большую, сложную тему. Мы хотим лишь заметить: поскольку все эти вразумления стоят «особняком», то и рассматривать их надо самостоятельно — каждый пункт в отдельности, на конкретных примерах. А общее правило для всех случаев вывести нельзя. Говоря об этом, можно лишь указать на некоторые общие ориентиры, которые могли бы способствовать избежанию ошибок на этом пути, ибо такими горькими ошибками переполнена человеческая жизнь.

Беседа о молитве.
Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты.