Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех с праздником Крестопоклонной недели и праздником 40-ка мучеников Севастийских!

Мы в наших храмах украшаем цветами Крест. Но можно ли цветами земли украсить Крест? Цветы сами украшаются, ложась возле Креста. Точно также и храм возведенный приобретает силу и славу благодаря венчающему его Кресту. Крест это совершенный непререкаемый свидетель Божией любви и в то же время свидетель нашего непонимания этой бесконечной жертвенной Божественной любви, которой мир так и не понял. Действительно велико наше повреждение; настолько грех растлил человека, настолько его внутренне разделил, что воплотившемуся Богу пришлось претерпеть смерть. Солнце в этот момент обратилось во тьму, Солнце Жизни, которым является Бог. И это все произошло тогда, когда на горе Голгофе воздвигся Крест. Все взошло на Крест, на который взошел Начальник жизни нашей, ее подлинный Хозяин и Владыка Господь, и когда Он взошел на Крест, Он погрузился в молчание. Господь говорит в Евангелии к нам, то есть свое слово Господне обращает к нам, на Кресте же Он молчит к нам, потому что было уже все сказано. Это страшное Крестное молчание. Он молчит, когда совершается человеком грех, когда брат ненавидит брата или сестра ненавидит сестру. Он уже не может прослезиться, Он уже не может плакать потому что велико бесчувствие человеческое. Из Его Тела стекает кровь по Кресту, она доходит до земли, капает на землю и впитывает ее земля. И вот когда Бог Слово изнемогло, когда была сказана вся истина, когда показан был весь путь, когда выявлена была вся жизнь, тогда наступило страшное Божие молчание, которое длится по сегодняшний день. И в тишине Креста мы теперь живем. Господь своим молчанием через Крест обращается к нам и продолжает с нами говорить, потому что больше, чем Крестом сказано, невозможно сказать ничем – никакими словами, никакими образами выразить, никакими аналогиями или примерами подтвердить. Насколько глубоко открыл Господь Себя миру, всему человечеству. Он показал, что Им уже было сказано все нужное для того, что бы человек мог присоединиться к Божией любви, все дано для того что бы человек мог обрести жизнь с Богом. И дальше Он продолжает говорить своим страшным Крестным молчанием, свидетельствовать об истине миру.

По опыту святых мужей от одного воззрения на Крест зло погибает. Это выход, выход из зла для каждого человека, живущего в мире. И вот Господь говорит: "Если ты хочешь идти за Мной, то отвергнись себя, возьми свой Крест и следуй за Мной". Говорит эти слова нам молчание Христово на Кресте. Действительно, если ты хочешь перестать быть несовершенным, отбросить от себя лукавство, стать простым, кротким, мудрым, чистым, освободиться от печалей этого мира, от безвыходности страданий - "возьми Крест", – так говорит молчание Христово – "и следуй за Мной". И если ты хочешь понять бескорыстную любовь, научиться этой любви, понять ее до конца - "возьми Крест твой". Далее Господь говорит - если ты хочешь не пребывать в унынии, в отчаянии, которые часто нас постигают, притом видя, что все в этом мире в твоей жизни идет не так, как хотел бы ты - "возьми Крест и следую за Мной".

Можно узреть за этими словами, что древо Креста Господня - живоносное. Сладкой делается горькая вода жизни, когда мы Крест опускаем в нее. Как это было и с народом Божиим при пророке Моисее. После того как Моисей воззвал к Богу всей душой, Господь показал ему дерево. Он бросил это дерево в воду, и вода – горькая, не пригодная для питья вода Мерры – стала сладкой. И народ с приятностью утолял этой водой свою жажду. И опять в другом месте истории народа Божьего, когда тот возроптал на отсутствие воды, Моисей посредством деревянного жезла прикоснулся к скале и чудесно источил воду. Открылся источник воды, который стал источником постоянным. По слову апостола Павла все эти моменты являются прообразом распятого Христа, который источает всему миру свой нескончаемую Божественную жизнь, свою бесконечную Любовь. Мы можем действительно сказать, что в этом мире может созидаться Вечная Жизнь, несмотря на то, что есть грех. В этом мире люди могут учиться любить друг друга среди тьмы этого мира и жестокости, потому что есть Крест. И мы не должны ни в коем случае отчаиваться, признавать безвыходности в земных грехах и победу в пленении человека злом, потому что есть Крест, который способен созидать вечную жизнь через светлое усилие и стремление человеческой души к жизни с Богом. Потому что есть Крест – дорога свободы и славы сынов Божиих.

В Священном Писании говорится, что "Бог примирил обоих в одном теле, посредством Креста убив вражду на нем". И гора Голгофа, которая является географическим центром земли, стала еще и духовным центром всего мироздания. На ней, словно на храме, возвысился Крест Божией любви, Божьей молчаливой силы и смирения о нас грешных. Как храм венчается Крестом, так увенчался Крестом и земной шар. Когда священник совершает каждение, мы видим образ Голгофы. Кстати, что интересно, что кадило берет начало с очень древних времен, и представление о земле как о шаре, как о круге имели люди еще далеко до изобретения подзорной трубы, не говоря уже о первом космическом полете. И кадильница украшается Крестом, который венчает ее, как Крест венчает земной шар. И Крест возносится над всей землей, Крест Божией любви, Крест Божьего смирения, терпеливой Божией силы, которая заботится о нашем спасении.

Сейчас мы все испытываем все ускоряющееся круговращение вещей. Не только вещей, но даже понятий - все ускоряется и в технике, и в жизни людей. Все неудержимо мчится куда-то, все старается все с большей и большей силой ускорить свой бег – бег в никуда. Можно сказать - зло как бы чувствует наступление своего конца, чувствует, что возможно этот конец близок. И потому зло, как бы признавая свою погибель, пытается в этом мире изо всех сил проявить себя: оно мечется, оно будоражит людей. Оно возмущает и устрашает воображение, соблазняет людей всевозможными приманками. И заставляют людей, которые не полагают на свой чело и на свое сердце Крестной печати Божией, стремиться ко все большему обладанию земными ценностями, все больше и больше ускорять бег в погоне за этими ценностями. Динамика жизни страшная, время жизни сокращается. Ведь техника увеличивает скорость добычи земных благ. Так почему же времени, которого, казалось бы, должно быть все больше и больше на развитие своего нетленного духа и разума - этого времени не хватает? Нет места в жизни мира для души, нет времени, чтобы соединиться с Богом - человек постоянно куда то бежит. Человек становится рабом своих материальных дел, все строит на песке, и все созидающееся им разрушается. Гордые строения, которые еще вчера возвышались над лицом земли, превращаются в пепел и пыль. И казалось бы, что человек должен задуматься, остановиться. Хочется воззвать к нему: "Человек! Человек! Где ты? Где ты сам?" Но человек пытается скрыться не только от Бога, но и от самого себя – за крутящимися колесами машин, за винтами жизни. Время слишком короткое даровано нам, и человеку надо спешить делать добро, поскорее обратить внимание на себя, подумать о себе, приготовить себя к скорой встрече с Богом, со своим Судьей. Но человек все время продолжает бег в никуда. Это человеческое безумие, это какой-то психоз плотских человеческих устремлений. И обидно за достоинство человека, грешно перед Богом, что самое драгоценное сокровище - время жизни человек тратит на пустяки, на то, что недостойно самого человека, который забывает о том, что коротким промежутком времени человек приобретает бесконечную вечность. Аминь.