Свящ.Игорь Фомин

Из письма прихожанина:

Когда я прихожу в храм, то не вижу там тех самых по-христиански радостных людей. Наоборот, все какие-то хмурые, даже мрачные. Подозрительно смотрят на тебя, словно ты делаешь что-то не так – а ты просто стоишь. И, кстати, не представляю, как можно выстоять три с лишним часа богослужения с радостью. Сначала мне в храме нормально, но потом становится душно, тяжело, и уже минут через сорок остается только усталость: когда же это все закончится? Но все равно выстаиваю. Может, стоило бы петь или танцевать, как это, кажется, практикуется в протестантизме? Потому что стоять, переминаясь с ноги на ногу, – это радости не прибавляет. А улыбки на лицах верующих людей я видел только на Крестном ходе на Пасху. Но это бывает только раз в году! А в остальное время, сколько ни наблюдал, люди озабочены своими проблемами. И возникают вопросы: а туда ли я попал и нужно ли мне вообще такое?

Или взять моих православных знакомых. Одни жалуются, как нелегко дается им пост, другие называют себя православными, ведут церковную жизнь, но часто осуждают других, ругаются по мелочам. И при этом абсолютно уверены в своей правоте! Третьи переживают, как бы не впасть в грех: в вере сплошные «нельзя», и «наш мир полон искушений». То есть люди испытывают не столько христианскую радость, сколько уныние или озлобленность. Извините, может я не прав, но мне это напоминает мазохизм у одних и желание «оторваться» на других за свои проблемы – у вторых. Может быть, они считают, что спасение души происходит от очень сильных страданий? Или уверены, что раз сами верующие, то могут смотреть на других свысока и судить? Но где же здесь радость?

С уважением, Александр



Когда я прочел письмо Александра, то сразу открыл Симфонию по Священному Писанию, чтобы посмотреть, сколько раз в Библии упоминается слово "радость" - более ста раз. Какой это большой список! Но почему, а откуда эта самая радость, что за ней стоит?

Думаю, это самое главнее, что заповедал нам Бог. Радость - внешнее проявление любви.

Священнее Писание говорит нам словами пророка Моисея, который обращается к своему народу, разъясняя закон Господень: "За то что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостию сердца, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь.., он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя..." (Втор. 28, 47-48). Оказывается, служение Богу - веселие и радость! Евангелист Матфей повествует, как Христос отвечал на испытующий вопрос фарисеев, почему ученики пророка Иоанна Крестителя унаследовали от него привычку поститься, а ученики Христа не постятся. А он в ответ говорит простые слева: "Могут ли сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется от них жених, тогда будут поститься в те дни". В этом ответе есть самая важная для нас мысль: быть со Христом - это радость; идти по жизни со Христом - значит идти в свете радости, излучая радость.

Мне вспоминается одна моя близкая родственница. На первый взгляд она ничем не выделялась, просто была радостным, любвеобильным человеком, словно ребенок. И никогда не унывала. Если что-то не получалось, говорила:

"Ничего, с другой стороны попробуем. А если и тут не выйдет, значит, не судьба". И мы любили её, а она - нас.

Она умерла от рака еще совсем молодой. Причем, был поражен практически весь организм... Перед смертью лежала в больнице, слава Богу, так всё устроилось, что в особом нашем уходе не нуждалась. Но мы не отходили от нее, даже "дрались" из-за дежурств. Почему? Просто нам очень хотелось побыть рядом с ней.

Как обычно идешь в больницу? Накупишь фруктов, возьмешь газеты-журналы. Пришел, посидел, поддержал. А вышел из палаты - внутри вздох: ''Уф, наконец-то". И ставишь себе "галочку". Но здесь было совсем иное. Человек меньше нуждался, чтобы с ним сидели - в этом более нуждались мы сами! Потому что она дарила нам радость - это значит, она любила нас, а мы её...

Как мы знаем, Серафим Саровский каждого встречал: "Христос Воскресе, радость моя!" Это уникальный святой, который бежал от мира, а мир сам прибежал к нему...

Но все-таки: почему же так часто мы не видим радостных людей в храме? Потому что, придя в Церковь, надо пройти долгий путь перерождения, а иначе мы останемся на пороге, так и не увидев красоты христианства, его свободы.

Потому что сложнее радоваться, парадоксально сложно! Кажется, позвать в нашу жизнь радость - это все равно, что привить яблоне какую-нибудь орхидею. Не ходить же с этой улыбающейся маской, не заставлять же себя всех обнимать-целовать и кричать: "Я вас люблю!"

Но Бог убеждает нас: все возможно только не бойтесь, дерзайте! В пятнадцатой главе Евангелия от Иоанна есть речь Христа, обращенная к нам. Он сравнивает Себя с Лозой, нас с ветвями, а наши дела - с виноградной гроздью. И говорит, что Отец Небесный даст нам все, чего бы мы ни попросили, только чтобы были плоды - добрые дела пребывали на нас.

Виноградная лоза получает двойное питание: из земли - воду, с неба - солнечный свет. Подобная же гармония должна быть и в нашей жизни: гармония общения с миром небесным, духовным, и с миром земным. И наш плод должен быть таким, чтобы с нами рядом легко, радостнее жилось другим людям - нашим ближним.

Да, к сожалению, радости невозможно научить, если человек ее не чувствует. Он должен сам понять, сам почувствовать. А иначе хоть все святые соберутся и будут тебя упрашивать: "Не смотри ты воплощением мирового горя! Улыбнись своей теще, жене, детям. Ну и что, что родные тебя огорчают?" - толку не будет.

Так же невозможно это, как невозможно заставить человека быть верующим, пока он на своем опыте к этому не придет. Но я думаю, что к вере чаще всего приводит неверующего и сомневающегося именно человек радостный. Посмеётся над ним неверующий, подшутит, осыплет каверзными вопросами. А потом, оставшись один, вдруг подумает: "Какой все-таки он хороший, радостный! После него легко на душе. Откуда всё это?" И сердце его потянется к Богу, в поисках такой же, вечной радости. Которая от Любви...