Старец Паисий Святогорец



«Рассуждение – это вершина всех добродетелей. Это венец, которым Бог награждает подвижников на вершине их духовной борьбы. Наша задача – стремиться жить по заповедям Божиим, и тогда Господь даст нам все, что необходимо для нашего спасения».

***

«Лучше быть расточительным, чем сребролюбивым. Скупость до добра не доведет. Чтобы мне хватило лукумов, которыми я угощал своих посетителей, я стал разламывать их надвое. Результат был обратный: сладостей стало никогда не хватать. Тогда я стал просить паломников взять и по второму лукуму. И что вы думаете? Оставались даже лишние…

Но что касается главы семейства – он обязан экономить, чтобы помочь своим детям».

***

«Любовь не утомляет».

***

«Мы не несем вины за те нечистые помыслы, которые к нам приходят. Будем виновны, только в случае если будем их принимать. Они и так нас мучают, что нам и виноватыми за них быть?»

***

«Бог для того и дает нам разум, чтобы мы могли достичь такого состояния, чтобы не опираться на логику».

***

«В румынском ските жил один послушник. У него было великое послушание и он никогда никому не говорил “нет”. Все, кому была необходима помощь, к нему и обращались. В тот день он (как, впрочем, и всегда) никому не отказал и вечером, обессилев, сел на ступени церкви. Спустя несколько мгновений он умер. Когда монахи нашли его, начали говорить: “да он же десять минут назад был у меня в огороде”, “а час назад помогал мне на рыбалке”, еще раньше в пекарне, мастерской и т.д. Тогда то они и поняли, почему умер послушник. Естественно сам он наследовал вечную радость Рая, но как теперь будут держать ответ перед Богом отцы этого монастыря?»

***

«Однажды я посетил инока, подвизавшегося со мной по соседству. Он был хорошим монахом и настоящим подвижником. Вот что он мне сказал: «Я старик и со дня на день умру, но чувствую, что не совершил в своей жизни ничего достойного. Все люди что-то хорошее да сделали и когда предстанут перед Богом – им будет что сказать. Мне же оправдаться будет нечем».

Он говорил, и слезы рекой текли у него из глаз.

«Все что мы делаем в этой жизни», – отвечал я ему, – «делаем ради того, чтобы прийти в конце к этому выводу. Сколько бы подвигов не совершили, сколько бы добра не сделали – перед смертью должны прийти к осознанию, что представляем из себя ничто. И теперь, когда ты достиг такого состояния, зачем тебе остальное?».

***

«Тайные подвижники, которые живут на вершине Афона – это радисты земли, связывающие ее с Богом»[1].

***

«Женщинам необходимо иметь немного мужества. Без мужества женщина – это халва».

***

«С гордыней легко можно попасть в беду. Возьмем пример змей. Гадюк убивают чаще. Так как у гадюки есть яд, она при виде человека остается на месте, задирает голову и высовывает язык, провоцируя на агрессию. У нее есть высокое мнение о себе и уверенность в своих силах, поэтому человек часто успевает взять камень и прихлопнуть ее. Другие же змеи, завидев человека, тихо и незаметно уползают».

***

«Один Христа ради юродивый мне как-то сказал: “В начале тяжело. Когда начинаешь подвизаться – испытываешь трудности до тех пор, пока не сломишь свою гордыню. Потом чувствуешь утешение” ».

***

«Как правило, злые помыслы приходят к людям извне, их можно уподобить телеграммам. Только когда человек достигнет плохого духовного состояния – помыслы приходят к нему не от лукавого, а являются его собственными».

***

«Я знаю одного монаха, живущего в особножительном (идиоритмическом) монастыре. Он говорит всем, что собирается выехать в мир, а на самом деле двадцать дней живет практически под открытым небом, питаясь только сухарями и водой».

***

«Как мы будем учить других монахов отречению от мирского, если сами будем иметь отношения со своими родственниками? Только на словах?».

***

«Молиться святым следует с простотой. Когда их позовешь – они придут к тебе на помощь».

***

«Я пришел к убеждению, что духовная жизнь проста».

***

«Один мирянин говорил мне: “У вас монахов нет детей, значит и пользы от вас нет”. На что я ему ответил: “Сколько детей ты можешь родить? Десять? Двадцать? Пускай даже тридцать. Монах своей молитвой может помочь 500 и даже 5000 детям. Он и за твоих детей молится. И бесплодные супружеские пары по его молитвам получают возможность родить детей.”»

***

«Духовную литературу лучше читать понемногу и воплощать прочитанное в своей жизни. Нельзя читать только для своего удовольствия. Иначе мы уподобляемся ребенку, который сосет пустышку вместо материнской груди.

Многие миряне читают духовные книги часами напролет и думают, что приходят тем самым в доброе духовное состояние. Они запоминают многое из прочитанного и хвалятся своими знаниями, сыпля цитатами из Святых отцов перед окружающими. Такие люди думают, что представляют из себя что-то в духовном плане, но попав в монастырь, не могут выдержать иноческой жизни и уходят из обители. В миру они считали себя лучшими, так как много читали и выслушивали похвалы других. В монастыре они самые последние и никто их не превозносит.

Такой же дух есть и у западных людей. Они всё читают и читают. И у каждого есть свое мнение. Все они считают себя образованными богословами и стараются всему дать собственное толкование».