Священник Артемий Владимиров



Мы уже немало побеседовали с вами о маме, через которую Бог даровал нам земную жизнь, о Матери Церкви, посредством которой вступили в жизнь духовную; пришел черед поговорить о Родине, служа которой на земле, мы приготовляем себя для неба. Вслушайтесь в само слово «Родина». Что оно скажет вам? Родина-мать – это земля, породившая и взрастившая нас; Родина – это земля, роднее которой нет и быть не может; Родина – это земля моей семьи, моих родных, моих родичей, моих предков, из поколение в поколение с любовью, самоотвержением, а главное, верой трудившихся и молившихся на ней. Родина... Любить ее – значит ведать ее прошлое, жить ее настоящим, болеть и молиться о ее будущем. Люби свою Родину – и она подаст тебе силу, хотя бы ты был слаб; одинокого она окружит друзьями и соратниками, испытывающему скудость дарует изобилие, человека незначительного и маленького сделает благородным и знаменитым. Пока мы с ней, с ее скорбями и трудностями – мы счастливы, ибо разделяем ее судьбу и имеем единство со своим народом. А если останемся без нее и вне ее – то жизнь, даже самая изобильная и привольная, станет бесцветной и призрачной, ибо второй Родины на земле обрести невозможно, если первая именовалась Святой Русью.

Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему не за страх, а за совесть суть те душевные качества, без которых человек не имеет права считать себя личностью. Но поспешим оговориться, дорогой читатель. Непостижимы судьбы Господни. Промыслом Божиим многие, многие русские люди, по не зависящим от них обстоятельствам, оказались вдали от своей Родины. Однако же если любишь ее, то никогда не забываешь, все думы и чаяния – о ней. Значит – ты с ней, а она в тебе, потому что место Родины – в сердце человека, хотя бы стопы его и ходили по чужой земле.

Когда размышляешь о России и хочешь в нескольких словах сказать о ней, как она прекрасна, то лучше всего было бы взять в руки кисть художника и вместо слов использовать краски, а вместо листа бумаги – холст. По крайней мере, каждый из нас мысленно может написать картину, подобную саврасовской «Грачи прилетели», «Вечернему звону» Левитана или «Безмолвию» Нестерова. Россия, Родина, Русь – это бескрайние поля, волнами уходящие к горизонту, и белеющие березы, которые радуют взор своей зеленой листвой; и конечно же высокая церковь с голубыми, как небо, куполами, золотые кресты которых будто расплавлены в лучах заходящего солнца. «Не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный, что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной», – писал об Отчизне ее верный сын, одаренный великим поэтическим талантом. А мы с вами, дети России конца XX столетия, сможем ли разгадать эту тайну русской природы, столь скромной и ненавязчивой, а вместе и столь притягательной в своей безыскусной красоте?

Действительно, вы не встретите в средней полосе России буйства красок и причудливости форм, свойственных флоре и фауне тропического климата. Здесь все умеренно, все наводит на мысль о смирении. «...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем», – учит нас Христос.

Некоторые видят в русской природе отражение тайны Воплощения, то есть явления Бога во плоти. Божество Христа Спасителя было сокрыто в человеческом естестве, прекрасном, кротком и смиренном. И наша земля такова – чрез ее мягкие, ласковые очертания «сквозит и тайно светит» премудрость, всемогущество и благость Создателя. Подобает ведать, что некогда Православное Отечество наше за благочестие христиан, живущих в нем, наименовано было Домом Пресвятой Богородицы. Сама Пречистая Дева распростерла Свой чудотворный покров над благословенными пределами нашей Родины. Вот почему, думаю, так легко молиться в России – где бы ты ни оказался: в Успенском соборе Московского Кремля, каждый камень которого – история и свидетельство о великой Руси; в сельской церквушке, затерянной между горами и долами; посреди только что сжатой нивы или под густым пологом вековых деревьев русского леса. Земля в этой стране смыкается с небом, а линия горизонта напоминает о хрупкой грани между временем и вечностью, о близости дня кончины.

Мы сказали, что не может быть любви к Родине без знания ее истории, преданий заветной старины. А особенность нашей истории, исторической поступи Руси из глубины столетий ко второму пришествию Христа Спасителя и Его Суду – в служении Православной вере и Церкви Христовой, главное дело которой на земле – спасение человеческих душ.

Ради этой великой цели Господь внушил великому князю Владимиру принять Святое крещение, а его потомкам – собирать земли вокруг Московского княжества. Ради распространения света Евангелия Спаситель умножал число преподобных иноков, многие из которых прославили Господа апостольской проповедью в неведомых землях севера и востока будущей Российской империи. Тот, кто любит свою Родину, не может не вспоминать с благодарностью о благоверных князьях и княгинях, благочестивых царях и царицах, принявших от самого Господа Бога бремя власти и ответственности за страну и верноподданных. Среди них и великий князь Михаил Черниговский, пошедший на мученичество Христа ради в далекую и страшную Орду, и кроткий самодержец Государь Николай II, убиенный за Родину и молившийся за своих палачей.

Любовь к великой Отчизне влечет нас преклониться пред боевой славой русского народа, который на всем протяжении своей многострадальной истории нес знамя миротворца и защитника, жертвенно полагавшего жизнь за други своя. Так было в XIV столетии у реки Непрядвы на поле Куликовом. Так было в XX веке в боях на Курской дуге, под Сталинградом и при взятии Берлина. Вечная память детям России и воинству ее от благодарной Родины и потомков!

Родина – это и наши монастыри, от самых древних, наподобие Киево-Печерской Лавры, и до Серафимо-Дивеевской обители, будущность которой сопряжена с победой Православия над всемирным беззаконием и отступлением от Бога в лице антихриста. Читатель! Подумай только: на земле, где ты живешь, обретаются три (из четырех) удела Пресвятой Богородицы, Царицы Небесной!

Помимо Киево-Печерской и Серафимо-Дивеевской обителей в эти уделы еще входят: Иверская гора в Сухуми и Афон – знаменитый полуостров в Греции, куда не ступает нога женщины, место, которым правит невидимо Сама Божия Матерь. И если ты не бывал в действующем монастыре, наподобие Валаама или Соловков, то образ Родины еще не полон в душе твоей. Но когда ты увидишь монастырские стены из огромных валунов, над которыми, кажется, самое время не властно, когда услышишь тихое монашеское пение, когда вкусишь сладкого монастырского хлеба и почувствуешь приятное утомление от разделенных с братией трудов и «послушаний» – вот тогда ты поймешь и уразумеешь, каким сокровищем обладает русский православный человек. Сокровищем, в сиянии которого меркнут и красоты Парижа с Эйфелевой башней, и все блага технического прогресса, мчащиеся, шумящие, фосфоресцирующие где-нибудь в районе Манхэттен города Нью-Йорка.

Есть ли нужда напоминать вам, друзья, изречение «умнейшего человека России», как выразился о Пушкине Государь Николай I? Монахам, писал поэт, мы обязаны нашей историею, а следовательно, и просвещением. Да-да! История Отчизны, запечатленная сначала на пергаменте, в свитках, в летописях, писана монахами! «Откуда пошла есть Русская Земля?» – задался вопросом святой инок Киевских пещер Нестор и положил начало Летописи временных лет. И с тех пор, с раннего Средневековья и до ныне, сбывается на русском просвещенном иночестве слово нашего поэта-мудреца:

Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд, усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу...


Стало быть, монастыри России, это не только молитва, не только зодчество, но и библиотека, и ученые изыскания. Действительно, открытия всегда шли рука об руку с небесными откровениями, а зрячая вера, соединившись с испытующим разумом, созидала мощь исторической великой России...

Родина немыслима и без того дома, где родился читающий эти строчки, скромного дворика или палисадника, где незаметно течет или уже протекло наше детство. И когда вдруг вновь увидишь этот дом после долгой разлуки и бережно прикоснешься к стволу дерева, приветливая сень которого уберегала тебя от полуденного зноя в отроческие годы, тогда сладко защемит сердце и на глаза навернутся слезы от неизбывного чувства любви к земле, породившей тебя.

Есть у Александра Сергеевича Пушкина стихотворение, в котором обретаются замечательно важные для нас мысли. Поэт пишет, что все самостоянье человека, залог величия его заключается в любви к отеческим гробам... и к родному пепелищу.

Да, поистине святое место – кладбище. Здесь, как нигде, успокаиваешься душой. Все наносное, поверхностное, суетное вдруг куда-то уходит. Человек становится пред лицом вечности... На одном надгробии была высечена в камне надпись: «...блаженны мертвые, умирающие в Господе... они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Здесь, у могильного камня, не только обретаем мы ведение смысла жизни, но здесь восстанавливается наша историческая память, связуется нить веков. Прошедшее и будущее становятся настоящим, когда на них смотрит Господь Иисус Христос; а Он «вчера и сегодня и во веки Тот же».

Кладбище – это тоже Родина, и если тебе, читатель, доведется когда-нибудь положить живые цветы на могилу святых Осляби и Пересвета, то, глядя на неугасимую лампаду, теплящуюся у надгробья, ты поймешь, что у Бога все живы, ибо творящий волю Господню умереть не может. Залог величия и самостоянья православного человека есть вера во всеобщее воскресение мертвых. Всем нам, и малым, и великим, надлежит встретиться друг с другом у страшного престола Судии Христа.

Итак, Родина – это земля, осоленная потами преподобных отцов и подвижников, омытая кровью мучеников и новомучеников за Христа, исповедников Российских, орошенная слезами русских жен и матерей, провожавших мужей и сыновей своих на смертельную брань с врагами Отечества. Благоговей пред этой землей, русский человек, и служи этой земле всеми силами души твоей, чтобы тебя приняло Небо, то духовное Отечество, к которому всегда стремилась Святая Русь в лице лучших сынов своих.

Продолжение следует...