Простая приходская жизнь, или «православие с человеческим лицом», может сделать больше, чем особые миссионерские усилия.
Последние годы как никогда много говорят о миссии, открывают миссионерские семинарии, устраивают миссионерские съезды, однако количество прихожан в наших храмах не растет даже в арифметической прогрессии, а сезонный наплыв людей «святить паску» заставляет задуматься о том, почему эти люди не заглядывают в храм в остальное время года.
Что мы понимаем под миссией? Какой результат ожидаем? Изначально под миссионерством понималась проповедь среди людей иной веры. Но сегодня многие говорят о необходимости так называемой «внутренней миссии», чтобы из массы крещеных хотя бы некоторые стали овцами стада Христова. Об успешном результате такого рода миссии, думается, можно говорить, если определенное количество прежних «захожан» хотя бы несколько раз в год осознанно будут участвовать в исповеди и Причастии, а в повседневной жизни не будут забывать о своем христианстве.
Но кто может и должен занимается внутренней миссией? Выпускники духовных учебных заведений миссионерской направленности? «Миссионеры всея Руси», облеченные даром слова? Нужно и такое, но еще более важна не заметная на первый взгляд и тихая работа на местах. Не надо создавать особенные «миссионерские приходы» и проводить «миссионерские литургии». Каждый храм должен стать таким, чтобы человек мог туда прийти и ощутить, что он «дома», и каждое богослужение - таким, чтобы его можно было понять и найти в нем свое «место», стать участником, а не зрителем.
Наверное, нужны и миссионерские «туры», и «концерты», и прочие публичные мероприятия. Все это может быть, но все это не даст практически никакого результата, если не будет главного: создания православно-христианской приходской среды, «дружелюбной» по отношению к внешнему миру. Допустим, в результате проповеди на миссионерском рок-концерте какая-то часть молодежи захочет удостовериться в правильности того, что говорил талантливый проповедник и... зайдет в ближайший по пути храм. Появится ли ощущение того, что тут его не отвергают, готовы принимать с чистым сердцем и открыто обсуждать волнующие темы? Станет ли храм для такого человека местом, куда хочется прийти снова? Прийти не для того чтобы получить очередную «порцию» освященной материи, но чтобы вместе со всей Церковью прикоснуться таинственной радости Царства Божия, когда «хорошо нам здесь быть»?
Так что наша приходская жизнь, наше практическое приходское христианство — самое важное, что мы можем сделать для миссии. Кто-то скажет: «А зачем вообще здесь нужно что-то менять? Нам тут хорошо, мы спасаемся, пусть спасаются и остальные». Но такая позиция — отказ от христианского призвания, ибо «горе мне, если не благовествую» (1Кор 9:16). Если Церковь превращается в замкнутую и самодовольную горстку людей с мрачными лицами, недружелюбными по отношению к миру, бросающими осуждающие взгляды на тех, кто одеждой или манерой поведения контрастирует с серой массой, то это уже не Церковь Христова, а собрание ревнителей замшелых «преданий старцев».
Какие же стороны нашей приходской жизни могут «раскрыться» по отношению к людям, интересующимся Церковью? В плане методики приходской работы все очень просто. Здесь не надо изобретать велосипед, достаточно перечитать свежим взглядом Новый Завет и постараться применить его на практике. Священникам - служить нормально, чтоб были понятны слова и действия, без помпезности, да время от времени на проповедях растолковывать смысл богослужения. Проповедовать на службе не формально и не «птичьим языком». Проповедовать Христа, а не разную модную геополитику, «бабьи басни» и благочестивые сказки про сомнительные «святыньки» и «чудеса». Каждое богослужение в идеале должно оканчиваться назидательным словом. Люди на самом деле жаждут услышать живое слово от священника, обращенное к ним и доступное их восприятию. Ко всему этому — самому жить как христианину, то есть так, чтобы повседневная жизнь (священника и христианина вообще), не мешала приходить людям в Церковь.
«Дела плоти известны, - пишет апостол Павел Галатам (5:19-21), - они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное». Если от некоторых из перечисленных грехов наша жизнь бывает, к счастью, свободна, то что сказать о бесчинствах, пьянстве, распрях или ссорах? «Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют», - предупреждает апостол. Если мы хотим, чтобы наши приходы стали местом, куда потянутся люди, то надо освобождать внутриприходские отношения от распрей и склок, а помочь в этом может новое открытие для себя духа Нового Завета, к чтению и осмыслению которого надо постоянно призывать всех.
И в вопросе понимания богослужения прежде всего важно, чтобы молящиеся для начала хотя бы понимали те отрывки из Писания, которые читаются на службе. Сколько уже было сказано и написано за последние годы о неудобовразумительности, например, существующего церковнославянского текста Апостола! Даже сам чтец не всегда понимает смысл того, что читает. Уместно было бы читать Писание на современном языке, и слава Богу, что это начинают практиковать во все большем количестве храмов. Кроме того, и сама манера чтения Апостола или Евангелия, когда диакон старается показать весь свой фонетический диапазон, начиная «от нижних» и заканчивая «высочайшим гласом», не способствует восприятию на слух смысла читаемого. И после чтения проповедовать можно не только на тему Евангельского отрывка, но и Апостольского.
Кроме того, не все знают, что за вечерним богослужением под воскресенье (которое у нас по традиции называют «всенощным», хотя длится оно от силы 2,5 часа) по уставу полагается ряд назидательных чтений, и одно из таких чтений представляет собой последовательное чтение апостольских писаний Нового Завета, начиная с книги Деяний Апостольских, и заканчивая Откровением ап. Иоанна Богослова. Начинается этот цикл чтений с воскресенья Антипасхи, так что в течение года прочитываются все книги Нового Завета. Мне приходилось быть свидетелем успешного возрождения подобной практики в одном из киевских храмов. После вечерни, перед шестопсалмием, священник, обратившись к народу, с амвона прочитывает две главы из апостольских посланий на современном языке — польза от такого чтения несомненна, и службу это удлиняет совсем ненамного.
В практику приходской жизни легко ввести и систематическое изучение Писания. Ничто не мешает для желающих (никакой обязаловки!) сделать такие при приходе малые группы. Вести может не только священник, но и кто-то из подготовленных прихожан. Пускай первое время на занятия будет ходить совсем немного человек — но цель тут не в количестве. Малая закваска, мы помним из Евангелия, заквашивает все тесто. Потом из этих людей выйдут сознательные прихожане и помощники в делах просвещения. Да и в малой группе легче общаться с людьми, вести диалог, давать возможность всем высказаться. Так что группа в 10 человек — это очень даже хорошо.
Кроме обычной лени и нежелания делать что-то новое, ломать привычные стереотипы, срабатывает и фактор, который можно назвать системным кризисом. Наши епископы в своем большинстве не знают реального положения вещей. Они ведь тоже заинтересованы в том, чтобы храмы были наполнены людьми не только по праздникам или на архиерейских службах. На месте архиерея я бы не оповещал приходы заранее о своем приезде, а приезжал неожиданно, когда уже почти началась служба, да и посмотрел, как она там ведется и сколько людей. А еще лучше — тихонько подойти к концу службы и послушать проповедь настоятеля.
Опыт общения с людьми за годы служения показывает, что очень и очень многие живо интересуются вопросами веры и практического исповедания христианства. Как только люди получают возможность поговорить со священником по простому, на обычном повседневном языке, и получить адекватные ответы (а не в духе «смирения» и «послушания»), то в их глазах загорается живой интерес. А общение — основа проповеди: «Общения не забывайте» (Евр 13:16). И если люди порой отвергают церковность, которую мы предлагаем в привычной нам «упаковке», то это не значит, что они отвергают Бога. Порой именно косность практической приходской жизни мешает человеку открыть глубину и красоту настоящей Церкви Божией.