Добро от зла отделять можно и нужно. А можно ли добро отделить от добра? Невозможно. Никак невозможно. И зло невозможно отделить от зла, и добро невозможно отделить от добра. Где есть одно зло, там сразу собирается множество зол над тем же горном. Где есть одна добродетель, там собираются многие добродетели пред тем же алтарем. Две грозди: гнилая — вся гнила, здоровая — вся здорова.

Милость и истина идут пред лицем Твоим, Господи (Пс. 88, 15), — говорит Псалмопевец и продолжает в другом месте: — Милость и истина встретились, правда и мир целовались (Пс. 84, 11). Добро идет с добром. Добро легко сдруживается с добром. А вот зло и добро не могут быть вместе, как ночь и день.

Вам наскучило делать добро, братья мои? Вы пожелали и со злом в хороводе разок пройтись? Ой, не надо. Не вступайте в хоровод, где зло. Ибо станете мерзкими, худыми, черными, смердящими, отвратительными и себе, и другим. Если желаете всегда быть красивыми, крепкими, светлыми, благовонными и привлекательными — если этого желаете, братья мои (а кто этого не желает?), — держитесь добра, и только добра, и не смешивайте ни за что добро со злом, крест с некрестом, честь с бесчестьем и Христа с антихристом. И не вступайте в хоровод со злом, где беззаконие, разврат, где пьяницы, игроки и богохульники. Ибо они — мерзость пред Господом. Значит, если не желаете быть мерзостью пред Господом и Ангелами Господними и своими святыми дедами и прадедами, тогда не дружите со злом и не братайтесь со слугами зла.

Это вам не только я советую. Это же вам советует и Божий апостол Павел. Тот самый Павел, который сначала не веровал во Христа, как и теперь многие не веруют, но потом уверовал так сильно, что го?тов был лучше голову свою положить под меч, а не веру свою переменить.

Делая добро, да не унываем. А далее он свое суждение усиливает такими словами: ...доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6, 9-10). Вот как он говорит: доколе есть время, будем делать добро! Ах, задумайтесь, братья мои, сколько есть у нас времени! Сегодня погребена тысяча детей, юношей и девушек. Кто нам гарантирует, что и мы не будем погребены завтра или послезавтра? Прозорливый апостол видел то, что и мы видим, и знал то, что и мы знаем, но до погребения каждого из нас взывал: доколе есть время, делайте добро! Делайте добро всем, а особенно тем, кто одной с вами веры.

Какое добро значительнее всего? Истина и милость. Это основа Евангелия. Узнайте истину и проявите милость.

Хорошо сказал сербский народ: «Сорочка ближе кафтана». Так что делайте добро сначала своим братьям по вере, своим сродникам, своим соседям, а тогда более дальним и по вере, и по крови, дальше и дальше — до самых удаленных концов земли. Да не будем подобны так называемым интернационалистам, которые делают добро самым удаленным, а своих ближайших братьев по крови и вере оставляют в беспомощности пропадать и гибнуть.

Доколе есть время, будем делать добро! — заповедует апостол Христов во имя Христа. Что это означает? Это означает вот что.

Первое: давайте привыкать делать добро. Давайте научимся делать только добро. Чтобы ощущать сладость и радость от того, что делаем людям добро. Если вы направитесь за истиной, милость будет сопутствовать вам. Милость и истина не разделяются.

Теперь второе: давайте делать добро прежде всего православным братьям нашим. Это немалое братство. Это братство из более чем двухсот миллионов. Это те, кто с нами едины в вере. Это большой мир. Мы не в состоянии каждому православному дать что то в руку. Однако этого и не требуется от нас. Большинство из братьев не ждет от нас никакого материального дара. Ждет лишь любви, соучастия и молитвы. А это мы можем дать всем. Дадим, пока имеем время. А наш час еще не пробил. Когда пробьет, тогда не сможем делать ни добро, ни зло, какое бы сами хотели.

Поэтому нас апостол торопит, взывая: пока имеете время, ах, пока имеете время, делайте добро! Познайте истину и творите милость.

Братья мои! Делать зло, — тиранить, мстить, грабить, превозноситься, уничтожать — стало страстью Европы. А нам нужно делать добро, ревновать о добре, гибнуть за добро. Ибо добро — это Бог, это Христос, это слава и похвала, это жизнь и бессмертие, это пение и восклицание Ангельских сил вчера и завтра и в век века.