Вопрошаешь: что Господь делал с пытавшимися Его убить? Ответ.

Читаем в Евангелии, что уклонялся от убийц Своих, так как еще не пришло время вольного Его страдания и смерти, которую должен был вкусить за наше спасение. Ты здесь примечай:

1) Уклонялся от злобных убийц Тот, Который имеет власть над жизнью и смертью, Который мог или устрашить их, или удержать от злого их дела, или поразить врагов Своих словом и жестом единым, но не делал того, не являл всесильной власти Своей, а поступал так, как немощный и смиренный человек, хотя и был Богом и Господом всех. Так изволилось Ему ради нас смириться и терпеть, чтобы избавить нас от убийцы и врага нашего дьявола, который нас ядом своим умертвил. Мы, ядом того врага зараженные, против восстающих на нас восстаем и руки свои на них подымаем, а Христос сего не сотворил, но благоволил уклоняться от злобы, убийством дышащей, хотя и мог праведно поразить убийц Своих. Слава смирению, кротости и терпению Его!

2) Не хотел человеколюбец Господь наш врагов Своих погубить, но уклонялся от них. Что это, как не благость Его, которая ожидала их покаяния? Что, как не любовь Его, которая и над врагами умилостивляется? Видишь сердце Иисусово, и о врагах своих милосердствующее! Видишь любовь Его, и врагов объятиями своими обымающую! Поэтому, когда не приняли Его самаряне, и ученики говорили Ему: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:54-56). О, милосердный и кроткий дух! О, утешительные слова Божия Слова! «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Мы злом за зло и досаждением за досаждение воздаем, хотя и достойны всякого зла и досаждения, потому что грешные, но Иисус, высший всякой чести, не хотел судить досадивших Ему. Видишь благость и человеколюбие Иисусово! Будем же приступать с покаянием ко Иисусу, такому милосердному Господу нашему, Который и желавших Его убиения не хотел погубить. Кающихся ли и ищущих у Него милости погубит? Никак, ибо это противно благости Его. Слава благости Его и милосердию!

3) Господь тем, что уклонялся от губительных рук, хотя и мог Себя иначе сохранить, подал нам пример уклоняться от враждующих на нас, уступать им, хотя бы и могли противиться им. Хочет Христос, чтобы христиане в сем деле безоружными были, хочет, чтобы они врагов своих не оружием, а смирением и кротостью побеждали. Христиане должны быть, как овцы смиренные и кроткие, которые всем и малейшим скотам уступают и в одном пастыре своем убежище находят. Для них пришел Пастырь их Иисус, Который врагов Своих кротостью и терпением побеждал. Им должно вооружаться на одного только общего врага-дьявола, который смирением, а не гордостью, терпением, а не гневом побеждается.

4) Отсюда учимся не вдаваться безрассудно в напасть, но уклоняться от нее. Ибо если Господь, Который всесильной Своей властью все мог делать, уклонялся до времени от напасти, то тем более нам, немощным, надо это делать. Мужественному и великодушному сердцу свойственно не вдаваться в напасть, но пришедшую напасть терпеть, и не унывать в ней, и не ослабевать.

5) От примера благого и человеколюбивого Иисуса Господа нашего учимся благими быть ко врагам нашим и злобу их нашей любовью побеждать. Ибо от этого познается христианское сердце. Об этом поучает нас Христос Господь наш: «Любите врагов ваших» (Мф.5:44), и прочее. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари» (Мф.5:44,46)? Любящих любить и благотворящим благотворить свойственно человеку, но ненавидящих любить и творящим зло благотворить — свойственно человеку-христианину, который дух Христов в себе имеет. Надо же всякому христианину дух Христов иметь. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Да поминаем же, возлюбленный, то время, в которое Всесильный от злобы человеческой уклонялся и скрывался. Нас ради, грешных, творил это Господь наш, Который пришел в мир спасти нас. Он же придет вновь, но уже судить мир придет, придет и не замедлит. Он Сам говорит нам: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф.24:42). Приближается то время, день и час, ближе сегодня, нежели вчера было, и неожиданно услышится вопль: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф.25:6)! Помышляй о том времени и внимай себе. Спасайся.