Хочешь ты лучшего изъяснения о покаянии и сожалении истинном. Верное и доброе желание. Ибо в истинном покаянии и сожалении вся христианская жизнь состоит. Жизнь истинного христианина, как видим из псалмов и прочих святых книг, не иное что есть, и должно быть, как всегдашнее покаяние до кончины его. Видел ли ты, что делает сын, когда отца своего, родившего и воспитавшего его, ослушанием и грубыми поступками оскорбит? Ругает себя, плачет и сердцем сокрушается, и судит себя достойным наказания отца, потому только, что отца своего прогневал и оскорбил. Этот пример учит нас каяться и сожалеть, что грехами Бога прогневляем и оскорбляем. Если сын по плоти, отца своего прогневав, жалеет, тоскует и ругает себя, то тем более христианам должно жалеть, сокрушаться, тосковать и ругать себя, и достойными наказания признавать, когда прогневают Бога, Небесного Отца, Который есть едина любовь, благостыня и святость. Тяжко отца-человека, от которого мы родились, прогневать, но несравненно тяжелее Бога, Творца и Промыслителя, прогневать. Рассуди только, что Бог нам сделал и делает. Он нас и родителей наших создал, и создал нас не скотами, птицами и прочими животными, но разумными людьми. Не Его ли солнце, месяц и звезды, которые светят нам? Не Его ли облака, которые, как мехи, воду по всей вселенной разносят и изливают на нас и на нивы наши? Не Его ли воздух, который сохраняет дыхание и жизнь нашу? Огонь, который согревает нас и пищу нашу варит, Его есть. Вода, которая поит нас и скотов наших, хлеб, которым питаемся, одежда, которой одеваемся и согреваемся, Его есть. Дома наши, в которых живем и упокоеваемся, Его есть. Словом, в благодеяниях Божиих заключены мы так, что и минуты без них не можем пробыть. Помысли сатанинскую лютость и неукротимую вражду против нас: он с нами непрестанно воюет, подкладывает сети, копает ров, и «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). Бог нас хранит, не допускает ему нас погубить, и что удивительнее, человек грешит, но Бог его хранит; человек отдает себя врагу, но Бог ему не дозволяет его взять и в погибель свести; человек от Бога отступает, но Бог его еще не оставляет; человек Бога прогневляет, но Бог еще милости Своей от него не отнимает, иначе в одну минуту погиб бы человек, если бы отнял Бог Свою всемогущую руку от него, хранящую его. Ибо сатана того и ждет, чтобы человека оставленным увидеть и тогда погубить. Смотри на благость Божию, которая и врагам благотворит; смотри и на лютость дьявольскую, и берегись. Если еще и то великое Его дело рассудим, что Он ради нас, падших и отступивших от Него, Единородного «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32), дабы мы спаслись, — что познаем из этого, если не горячую к нам любовь Его? — Об этом Сам Единородный Сын Его возглашает и эту Его любовь в удивление представляет нам, говоря: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Видишь благость Божию и любовь к нам, но рассмотри и человека-грешника, который бесстрашно закон Божий нарушает, — его неблагодарность, грубость, невежество и бесстыдство. Должно было человеку непрестанно, и как сказать, чаще Бога благодарить, нежели дышать, но он неблагодарным к Нему является. Должно было человеку всегда и везде Бога поминать с любовью, но он забывает Его и благодеяния Его. Должно было с высоким и наибольшим благоговением везде и всегда Бога почитать, как вездесущего, и сохраняющего, и благодетельствующего, но он преступлением закона Его бесчестит Его, как апостол говорит грешнику: «Преступлением закона бесчестишь Бога» (Рим 2:23). Бесчестит Создателя, Промыслителя, Хранителя, Благодетеля своего высочайшего, бесчестит Того (о, долготерпение Божие! о, слепота человеческая!), — Того бесчестит, Которого Ангелы и Архангелы со страхом, благоговением и любовью непрестанно почитают, воспевают и поклоняются. Грешник недостоин жить на земле, потому что грешник, но Бог жизнь его хранит, и не только хранит, но и благодетельствует ему. Но грешник этого не чувствует и благодетеля своего презирает. Не перестает Бог благотворить грешнику, но не перестает и грешник благотворителя раздражать. Неизреченна благость Божия, несказанно и невежество, и неистовство грешника. По отношению к Богу грешник поступает так, как тот человек, который питателя, и хранителя, и защитника своего поносит и ругает. Не видит этого грешник, ибо ослеплен грехом, но, когда откроются его очи внутренние, тогда увидит и познает это за истину. Тогда, когда в вышеописанное рассуждение войдет человек, то родится в нем истинное сокрушение, сожаление и стыд. Тогда признает себя достойным всякого наказания, тогда будет себя достойно ругать, на себя негодовать, гневаться, искать источника слез, и более всей твари себя понижать, и признает себя недостойным хлеба и малейшего Божия благодеяния. И это есть «печаль ради Бога», которая «производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор.7:10). Имеющий такую печаль лучше восхочет умереть, нежели согрешить, и такую печаль как себе, так и тебе иметь от сердца желаю. Спасайся.