Как Иисус Сын Божий, Спаситель наш, претерпел все укорения, поношения, досаждения, порицания и хуления, от иудеев наносимые Ему, видел ты несколько, однако я тебе еще о том представляю, чтобы ты познал, каковы были кротость, терпение, благость, человеколюбие и смирение Иисуса Искупителя нашего, и чтобы у меня, пишущего, и у тебя, слышащего, вообразился в уме прекрасный образ добра. О, когда бы и в душе нашей изобразился сей образ божественный!

1) Нигде не видим, чтобы Он врагов Своих, укоряющих и хулящих Его, укорял: «Будучи укоряем, Он не укорял взаимно» (1 Петр 2:23), — говорит о Нем апостол Его. Мы, хотя и злые, и грешные, и подлинно достойные укорения, когда нас укорит кто, или похулит, тотчас отражаем укорение укорением, как стрелу стрелой: «сам такой», или: «ты лжешь»; или устремляемся на него руками нашими, или на суд влечем его, или злобой снедаемся на него и хотим сторицей отомстить ему. Такой гнев кроется в сердце нашем. Христос, Господь наш, не так поступал: никогда не сотворил того врагам Своим. Все с великой кротостью претерпел. Из этого видим, сколь дивная кротость в божественном сердце Его была.

2) Не только не укорял и не мстил никому, хотя мог и словом и жестом всякого поразить, но еще и сожалел о погибели врагов Своих. Потому и плакал о врагах Своих нераскаянных и ожесточенных: «Смотря на него (Иерусалим, враждебный Ему), заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк 19:41-44). О, сердце, любовью ко врагам горящее! О, слезы, текущие из-за погибели врагов! О, плач над врагами погибающими! О, Иисусе, вечная любовь! Дай нам сердце такое, сердце, болезнующее о погибели врагов и радующееся о блаженстве их. Многие из христиан, видя, что враги их впали в беду какую, или сами их по желанию своему уязвив, радуются и говорят: теперь дух мой успокоился. Почему успокоился дух? Вот, мол, враг мой страждет!.. Успокоился дух, но это дух неприязни, который о погибели нашей радуется и о блаженстве сетует. Не так поступал Христос, не так: Он о погибели врагов Своих слезы проливает. Поэтому таковые христиане не Христовы, хотя и христианами называются, потому что духа Христова не имеют. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Ибо Дух Христов и над врагами умилостивляется.

3) Так терпя, и кротко поступая со врагами Своими, и жалея о погибели их, человеколюбец Иисус не о чести Своей, ими пренебрегаемой, беспокоился, но о спасении их усердно старался. Поэтому различно их к покаянию приводил, представляя им Божие милосердие, столько крат им явленное и ими всегда пренебрегаемое, и устрашая их Божиим судом, неминуемым для непокаявшихся.

4) Видим благость, человеколюбие, терпение и кротость Иисуса! Видим, что Он делом показал то, что словом сказал о Себе: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:56). Отсюда мы все учимся последовать Христу, если хотим Христовыми быть: пастыри с людьми своими поступать, как пастыри, а не как мучители, врагов своих к покаянию приводить, а не мстить, о неисправлении их жалеть, а не радоваться; люди прочие — друг другу с кротостью терпеть, а не укорять и не мстить, о исправлении врагов своих и спасении их стараться, а не об озлоблении их. Ибо так заповедал нам, о христиане, Христос наш: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (вам, людям, Господь и Учитель ваш). Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Ин.13:15; Флп.2:5). Изменим себя, возлюбленный, и исправим стопы наши, и да последуем стопам смиренного, кроткого и человеколюбивого Иисуса. Пристанем к воинам Его, которые под знаменем Креста Его воинствуют, и последуют Ему верою, кротостью, смирением и терпением, да и нас к Отцу Своему Небесному приведет в страну, в которой жилище веселящихся. Ибо Иисус ведет и приводит туда последующих Ему, а не непоследующих. Рассуждай об этом и внимай. Спасайся.