Спрашиваешь: что было после Крещения Господня? Ответ. Читаем в Евангелии, что Он тотчас возведен был Духом в пустыню и там искушался сатаной. «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною» (Мк.1:12-13). Примечай здесь, возлюбленный:

1) Ради нас пришедший в мир Сын Божий Господь Наш все ради нас творил. Попустил духу лукавому и злому приступить и искушать Себя. Сначала «сказал Ему диавол: Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами, — затем повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз», — и не это только говорил, но еще, «возведя Его на высокую гору и показав Ему все царствия мира и славу их», сказал Ему: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4:9). Видишь бесстыдство и злость пронырливого духа. Приступил к Тому, о Котором свидетельствовал Отец с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17), — и к Нему дерзнул с кознями своими приблизиться. Видишь и смирение Господне: одним мановением мог его отогнать, но однако попустил. Нас ради так смирил Себя Господь наш. Рассуждай об этом.

2) Господь наш по Крещении искушался сатаной. Отсюда видим, что всякому возрожденному водой и Духом следует искушение от дьявола. Если главу, Христа Господа искушал, как оставит без искушения члены Его, христиан?

3) Видишь, что тот, кто искушается и борется с дьяволом, находится в милости и благодати Божией. Разбойник на голого не нападает. Так и этот враг не касается того, кого видит нищим, но нападает на того, кого видит в благополучии духовном, и завидует Ему. Так напал на Адама в раю, видя Его в благополучии; напал на Иова и хотел обнажить его.

4) В пустыне и в уединении живущим как большее усердие о благочестии, так и большее искушение от искусителя бывает, и чем кто более старается Богу угождать, тем больше искушений тому искуситель наносит. Достаточно об этом нас уверяет церковная история, и те сами на себе узнают, которые против сего врага подвизаются и пекутся о своем спасении.

5) Искушение от дьявола попущением Божиим бывает для доброй цели. Первое. Чтобы так смирился человек искушающийся. Второе. Чтобы познали веру нашу. Искушение подобно огню, который золото, серебро и медь показывает и от прочих металлов отличает. В искушении показывается, кто золото, кто серебро, и кто олово, кто сено и дрова. Золото и серебро целым остается в огне, и чище делается. Железо ржавчину отлагает и целым остается. Олово скоро растапливается, а сено и дрова совсем сгорают. Так в искушении познается, кто истинно отстал от сатаны и злых дел его, и прилепился Богу, кто истинно работает Богу и кто лицемерно. Искушением познаются истинные и верные рабы Божии и лицемеры. Искушение все явно творит. Третье. Чтобы познали любовь, кого мы более любим, себя ли и мир, или Бога, кому угождаем, себе ли и миру, или Богу, чью волю более почитаем, свою ли, или Божию, и прочее. Все это открывает искушение. Четвертое. Чтобы познали врагов наших и научились против них подвизаться. Ибо битва обучает воина для подвига и крепчайшим делает, а без битвы воин ослабевает и портится. Пятое. Чтобы познали немощь нашу, опасность, и, познав, к Богу с молитвой прибегали. Как малое дитя к матери бежит и у нее ищет защиты, видя свою беду, так верная душа к Богу простирает руки в бедствии своем. Шестое. Чтобы искуситель посрамился, а претерпевший искушение венец принял от Подвигоположника: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Не знает искуситель, что искушению его последует: он искушает на зло, но когда искушение его обращается претерпевающему на добро, то искуситель посрамляется и как бы своей стрелой уязвляется.

6) Видим, что он различные искушения нам наносит: когда одним не удается ему искусить, то другое и третье, и более покушается нанести.

7) Еще видим, что хотя на время и отступает от нас, однако всегда надо его ожидать. Из-за него всегда нам должно быть осторожными. Рассуждай об этом и берегись, и обо мне, недостойном, поминай. Спасайся.