Вопрошаешь: в чем еще проявилась злоба иудеев ко Христу, пришедшему спасти их? Ответ.

Называли Его человеком, который любит есть и пить вино, другом мытарям и грешникам: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф.11:19). Но Господь кротко все это терпел. Видишь здесь:

1) Как ради нас в мир пришел Господь наш, и человеком стал, так ради нас и терпел язвительные слова. Терпел Тот, Который, будучи Богом, не имел нужды есть и пить, но возымел нужду есть и пить, став человеком. Тот, Который сказал им через пророка: «Если бы Я взалкал, не сказал бы тебе. Ибо Моя есть вселенная и все, что наполняет ее. Уже ли Я ем мясо волов или пью кровь козлов» (Пс.49:12-13)? — Сей, став человеком, и немощи человеческие на Себя воспринял, алкал и жаждал, и потому имел нужду есть и пить, но слышал от неблагодарных людей: «Вот человек, который любит есть и пить вино».

2) Слышал о Себе: «Друг мытарям и грешникам», Тот, Кто один только Праведен, Который пришел в мир грешников призвать на покаяние и спасти, обращался с ними, желая их оправдать, и взяв на плечи Свои, как Пастырь заблудших овец Своих, принести к Отцу Своему и в ограде небесных селений затворить, — Сей слышал от злоречивых уст: «Друг мытарям и грешникам». Он благотворил и спасения искал грешникам, но от людей злословие терпел. Нас ради, меня и тебя ради, терпел неповинный и милостивый Господь наш. Мы — люди, которые любят есть и пить вино, мытари и грешники, но Спаситель наш за нас укорение терпел. Слава милосердию Его!

3) Видим отсюда, что пастыри, заботящиеся о спасении душ человеческих, подлежат злоречию и гонению от злых людей. Сатане неприятно дело их, и потому изощряет на них языки злых людей, как меч, и гонит их. Берегись верить злоречию на пастырей и затыкай уши от злоречивых уст. Это дьявольские орудия.

4) Видим еще отсюда, чего только зависть и злоба ни делает. Ничем ей благочестивая душа угодить не может, все ей неприятно, что ни делает. Там изобретает порок, где порока нет. То порочит и хулит, что похвалы достойно. Так, Господь сказал о злобных Иудеях: «Пришел Иоанн (Креститель), ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф.11:18-19). Видишь, что злобным и Предтеча, ангел плотью обложенный, и Сам Христос, Господь его, свет без всякой тьмы и сама неповинность, угодить не могли, но в обоих отыскали, что порочить. Когда в свете, в котором тьмы нет ни единой, и в светильнике Его отыскала злоба, что осуждать, то чего уже не отыщет в прочих благочестивых душах, которые не без немощи? Видим то же и ныне злобы действие: что ни делает человек, все пересуживает, все винит. Берегись же зависти и злобы — это великий яд души, и как червь дерево внутри, так и он душу грызет и снедает, и как только восстает в сердце, умерщвляй этого червя пагубного, дабы возросши не умертвил душу твою.

5) Видим, как душа наша повреждена ядом змия древнего, как сатана завистлив и злобен, как тем же ядом и душу человеческую напоил, так что о чем человеку должно радоваться, о том он завистью и злобой снедается. Видим такого зла достаточно на свете.

6) Далее отсюда примечаем, что за благочестием, как за телом тень, гонение следует. Поэтому благочестивой душе не веселья, но скорби в мире этом ожидать должно.

7) Христос Иисус Спаситель наш своею кротостью и терпением учит нас быть кроткими и терпеливыми, и злобу людей побеждать благостыней, или, по крайней мере, молчанием.

8) Зависть и злоба — великие в душе человеческой язвы, как видели мы. От зависти гнев, от гнева злоба, от злобы убийство последует, как видим на Каине. Поэтому трудиться и молиться Иисусу до тех пор должно нам, пока язвы эти на душах не исцелит. Хочет Он исцелить их, но хочет, чтобы мы и немощи наши объявляли ему, и просили, и искали того у Него. Постараемся же заботиться об исцелении душ наших и помолимся прилежно и неотступно Врачу душ — Иисусу, чтобы исцелил немощи наши.

9) Поминай, возлюбленный, то время, в которое Господь наш ради нас по земле ходил, и между грешниками обращался, и слышал от языков человеческих: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешНикам». Тот же Господь еще раз придет и позовет нас на суд. Близок же день тот, и нежданно явится. День ото дня ожидаем Его: ближе ныне, нежели вчера и позавчера был. А хотя и не дождемся его, живя на земле, так смерть день ото дня к нам приближается, и введет нас в вечность, или блаженную, или злополучную. И с чем она застанет нас, с тем и на суде грядущем поставит. Блажен бодрствующий и помышляющий о часе том. «Блажен раб тот, которого Господь его, придя, найдет бодрствующим» (Лк 12:37, 43). Постараемся и мы блаженства того участниками быть. Спасайся.