Святитель Тихон Задонский

Послушаем теперь, возлюбленный, что о Царе Небесном ангел Его, плотью обложенный, свидетельствовал. Святой Иоанн евангелист говорит: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», и прочее (Ин 1:29). Видишь:

1) Называет его не Судией, судящим мир, хотя Он и есть Судия, но Агнцем Божиим, берущим на Себя грехи мира, то есть свидетельствует людям, что Он пришел в мир не судить грешников за грехи, но взять их грехи, как и Сам о Себе сказал Сын Божий: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17). Согласно этому и апостол Его написал: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). Отсюда почерпнем утешение себе, грешники, что Царь Небесный пришел к нам на землю, как Агнец, взять грехи наши, а не как Судия, судить нас за грехи. Благодарим Его за человеколюбие Его. Да последуем и мы Ему, как Агнцу кроткому, и да будем к ближним нашим незлобивыми: будем молчать пред хулящими нас и обижающими нас, как агнцы пред стригущими их безгласны. Тогда возьмет Он нас на плечи Свои, как Пастырь, и принесет к Отцу Своему.

2) Видим, что один Он берет на Себя грехи всего мира, но берет грехи тех, которые каются истинно, и перестают грехи ко грехам прилагать, и к Нему с верой прибегают, и просят отпущения грехов, — тем Он отпускает грехи. Покаемся же и мы, перестанем грехи собирать и ими, как долгами, себя обременять, и приступим к Агнцу Сему, чтобы и наше бремя Он взял и облегчил нас, дабы, освободившись от бремени грехов, удобно благодатью Его вошли мы в отечество небесное.

3) Надо нам помнить и другое слово Предтечи, которое он о Христе сказал: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк 3:17). И еще: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). В первом пришествии, как Агнец, пришел Христос взять грехи, но во втором придет, как Судия, судить за грехи не-покаявшихся. Тогда Он покажет правду Свою, как Судия праведный, и, как лопатой пшеница от плевел разделяется, так судом Своим разделит праведных от грешных, и праведных, как пшеницу в житницу, в небесное царствие соберет, и прочее (Мф.25:34), а грешных, как плевелы негодные, сожжет огнем неугасающим, и прочее (Мф.25:41; 13:42).

4) Итак, запечатлеем и углубим в памяти нашей, возлюбленный брат, что Иисус ныне к грешникам, обращающимся к Нему, и кающимся с сокрушенной мыслью, и просящим у Него прощения, есть как Агнец незлобивый, отъемлющий грехи их, но тогда, то есть в день суда, будет как Судия, воздающий всем по делам их. Ныне, как Агнец Божий, заглаживает Кровью Своей грехи кающимся, но тогда Он же будет как Судия и мститель для грешников непокаявшихся. Спасайся.