Жизнь внутренняя — это основа основ православной веры и неотъемлемая принад­лежность православного христианина. Если мы не будем бодрствовать над собою, над своим сердцем, над своим разумом и помышлени­ями, то мы не спасемся. Мы должны следить, чтобы все наклонности нашего сердца были на­правлены к прославлению Господа и чтобы мыс­ли наши были устремлены только к Нему Единому.

Через самопознание и самободрствование мы получаем благодать и силу к приобретению жиз­ни бессмертной.

Иногда смотришь на человека — по наруж­ности он ничем не отличается от других, а по внутренней жизни он высок перед Богом и часто творит великие дела добродетели.

Без внутренней жизни, без самободрствования человек легко впадает в погрешности и беззако­ния, поэтому надо стараться, чтобы наше вне­шнее, наружное поведение управлялось внутрен­ним, сердечным расположением. Если у человека внешняя жизнь преобладает над внутренней, если он занят только земными предметами и не радит о предметах духовных, т. е. о своем спасении, то рано или поздно он почувствует неудовлетворен­ность жизнью, пустоту, мрак, и это неизбежно приведет его в уныние и даже в отчаяние.

Да, страшно жить без Бога, иными словами, без внутренней жизни никогда не насладится та­кой человек миром и радостью духовной, радо­стью о Боге в здешней земной жизни, а в жизни будущего века тем более.

Старайся, друг мой, жизни внутренней придать первостепенное значение. Не думай, что она воз­можна только отдельным лицам. Она приемлема для всех людей любого звания, любого состоя­ния, живущих в любом времени, занятых на лю­бой должности, на любой работе, даже на самой труднейшей. Нет такой причины, из-за которой человек не смог бы войти внутрь себя и наблю­дать за каждым движением сердца, за каждым помыслом. Не может только тот, кто не хочет заниматься упражнениями жизни внутренней, кто желает заниматься более собою, нежели Госпо­дом. Но в душе, занятой только собой, только внешней жизнью, не может пребывать благодать.

Проси, друг мой, у Господа нашего Иисуса Христа того чистого света самопознания, который научил бы тебя внутренней жизни, научил бы всегда неразлучно пребывать с Господом. Когда ты вкусишь сладость внутренней жизни, тогда уже никто и ничего не сможет помешать тебе в благочестивых упражнениях. Кто занимается самосозерцанием, тому Господь дарует такую способность, что он может одновременно и моли­тву творить, и выполнять самую сложную и тру­доемкую работы. Вот, например, художник, му­зыкант, скульптор и даже писатель могут одно­временно и молиться внутренне, и своим трудом заниматься, да еще и в беседе участвовать.

Для многих это кажется непостижимым, невоз­можным, а в действительности это так и есть. Люди эти постоянно вкушают сладость беседы с Господом, насыщены и пересыщены радостью духовной. Вот и ты тоже стремись к этому.

Из книги "Плоды Истинного покаяния схиигумена Саввы (Остапенко)