Схиархимандрит Иоаким (Парр)
Часто ко мне на исповедь приходят братья. Они приносят то, что у нас называется «перечень грязного белья», куда они записывают всё, что сделали неправильно. Это равносильно тому, что они зачитывали бы список имеющихся у них стаканов. Но ведь стаканы не имеют никакого значения. Я прошу их не рассказывать мне, что они сделали. Это вообще неважно. Нужно рассказывать, почему мы совершили то или другое, — вот что важно.
На первых порах, когда мы только начинаем исповедоваться, мы каемся в том, что сделали, пытаемся понять, было ли то или иное наше действие грехом или нет. Иногда наши грехи очень нас печалят. Иногда чувство греха сопровождается массой других эмоций, которых мы не понимаем. Иногда их не понимает и священник. Мы говорим, что сделали что-то неправильно, а священник отвечает, что это неважно, что нужно говорить ему нечто другое.
Допустим, мы взяли чужой стакан. В этом случае нам нужно говорить не о том, что мы взяли стакан, а о том, почему мы его взяли. Допустим, я зашёл в келью к матушке или какой-то сестре, там на столе лежала красивая ручка, и я сунул её себе в карман, потому что она мне понравилась. И вот я прихожу на исповедь. Следует ли мне говорить, что я украл ручку? Был ли грех в том, что я сунул её себе в карман? И да, и нет. Грех заключается в причине моего действия. В том, что я думал прежде всего о себе. В том, что я забыл о своих отношениях с Богом. Я не задумался над тем, что эта ручка значит для ближних, я думал только о том, что она значит для меня. Я впал в себялюбие, заблудился в собственном безумии. Мы начинаем меняться именно тогда, когда задумываемся о причинах своих поступков.