Священник Димитрий Шишкин


Спас Лоза Истинная

Есть два рода воспоминаний. Одно — это событие ума, побуждающее нас к действию, но есть и другое, о котором часто говорится в Священном Писании и которое соделывает человека причастником духовной жизни — высшей реальности. К такому воспоминанию, например, призывает нас Господь, когда завещает совершать Тайную Вечерю: это высшее воспоминание возводит нас к участию в жизни Самого Бога.

Каждый год Великим Постом мы не только вспоминаем умом события, предшествующие главному событию человеческой истории — Воскресению Господа нашего Иисуса Христа, но и стремимся духом своим принять участие в этих событиях. Сподобиться того воспоминания, которое всего человека целиком возводит к лицезрению тайн Домостроительства Божия.

И вот календарь святого поста подвёл нас к тому дню, когда Господь, сидя на «жребяти осли» въезжает в Иерусалим. И в этот день вместе с толпами ликующих людей мы приветствовали Господа радостными словами: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!»

В этом году многие из нас в разной степени так или иначе оказались погружены в политические события. Но, по крайней мере, во время Страстной седмицы, которой предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим, оторвёмся от политики. Ведь всё, что думает каждый из нас по поводу нынешних известных событий, он уже сказал, и дальнейшее погружение в водоворот политических страстей принесёт вред, а не пользу душе. И лучшее, что может сделать сейчас каждый христианин — это обратить взор своей души на иные события, о которых мы говорим — на главные события не только в человеческой истории, но и в жизни каждого из нас, как бы это странно не звучало.

Восхождение Господа на Голгофу, Его страдания и крестная смерть, Светлое Воскресение — именно эти события даровали каждому из нас непостижимую возможность полноты примирения с Богом, даровали нам радость общения с Господом в вечности. Выше этой радости, выше этой полноты и призвания нет ничего на свете! И чем более мы стремимся осознать смысл этих великих событий, чем более просим об этом Господа — тем более полной и осмысленной становится наша жизнь.

Прости нас, Господи, что мы забывали об этой радости, погружаясь в мрачную пучину страстей, прости нас за то, что забывали о Тебе не только умом, но духом своим, прости, что раздражали и прогневляли своих ближних. Прости! И помоги, встречая Тебя с веточками вербы в руках, помнить о том огненном испытании, которое предстоит пережить каждому из нас, если мы только действительно хотим быть с Тобой. Испытать каждому в меру его немощи, но непременно — в живом воспоминании той Великой жертвы, которую Ты принёс за нас. В воспоминании не ума только, но духа, в воспоминании, соделывающем нас причастниками как Твоих страданий, так и Светлого Твоего Воскресения.

Охватывая мысленным взором события последней недели Поста, мы с внутренним содроганием останавливаем взгляд на той катастрофической и скорой перемене в людях, когда сначала они с полным воодушевлением и восторгом кричали «Осанна!» входящему в Иерусалим Господу, но уже через несколько дней в гневе и ярости скандировали «Распни Его!». В чём причина такого страшного непостоянства, такой страшной переменчивости духа? И имеет ли эта перемена отношение к нам с вами или относится лишь к историческим событиям давно ушедших времён? Нет, конечно: эта опасность страшной, скорой и катастрофической перемены подстерегает каждого из нас, и главная её причина — в нелюбви к Богу, в невнимании к своей внутренней жизни. Да, оказывается можно кричать и «Осанна!», но, надеясь при этом извлечь из присутствия Божьего какие-то свои, человеческие выгоды, надеясь на исполнение своих, земных проектов и планов, а когда они вдруг не исполняются или даже рушатся — почувствовать себя обманутым и кричать гневно «Распни Его!», считая Бога виновником наших неудач.

Но каждому из нас надо, конечно, понять, что Господь не для того пришёл в этот мир, чтобы нам жилось комфортно, безбедно и сытно, хотя Господь есть Податель и земных благ. Но не для того пришёл Господь, чтобы мы жили в полном удовлетворении наших страстей и похотей и при том ни в чём не нуждались. Нет. Господь пришёл спасти нас от рабства греху, в котором мы пребываем, зачастую даже не осознавая того. Пришел, чтобы возвратить нам утраченное Богосыновство, даровать неизреченную радость и полноту человеческой жизни! И ради достижения этой благословенной полноты, полноты вечного общения с Богом в любви, нам, конечно, нужно потрудиться над собой, постараться с Божьей помощью очистить землю своего сердца от сорняков, бурьяна и насадить в ней Божественный виноградник. Это не делается за день, месяц или даже за год. Для этого труда, возделывания целины нашего сердца, для выбирания сорняков, для вскапывания, для высаживания лоз и выращивания терпеливого и усердного, для этого дана нам вся земная жизнь. В этом её предназначение. И начать этот труд не поздно никогда — ни в каком возрасте и ни в каком состоянии, потому что Господь «приветствует и намерения» и, как было сказано Им в притче, работников, приступивших к работе в последний час трудового дня, уравнивает любовью Своей с трудившимися от восхода до заката солнца. Такова неизреченная милость Господа к каждому без исключения человеку.

Только бы мы хотели познать и вкусить эту высшую, Богодарованную жизнь, ради возможности которой для каждого из нас и пришёл в этот мир Господь. Только бы мы захотели стать другими, облечься во Христа и с Ним достичь полноты человеческой жизни в Боге. И будем помнить всегда, что цель насаждения виноградника Христова в нашей душе, в нашей жизни — это принесение плодов. Плоды эти — духовные — известны. Это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Возможность принесения этих плодов напрямую связана с тем, насколько тесно мы соединены со Христом, с той Единой Лозой, на которой мы все — лишь веточки.

Средства же единения с Господом известны. Молитва и покаяние, исповедь и причастие, сознательное исполнение Его святых Заповедей. Всё просто на словах, но на деле требует труда и усилий. Вот эти усилия, с призыванием помощи Божией и исповеданием перед Ним своей немощи, и есть залог того, что мы, возгласив «Осанна!», затем не отпадём от Господа, а со вниманием сердечным и скорбью пройдём вместе с Ним Его крестный путь и сподобимся быть свидетелями и причастниками Его Святого Воскресения!