Никейская икона Божией Матери «Бысть чрево Твое Святая Трапеза» прославилась в 304 году. По преданию, во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: "Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель". Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным. Об этом событии было рассказано отцам I Вселенского Собора, бывшего в Никее в 325 году, которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: "Бысть чрево Твое Святая трапеза".
Однако в указанное время Никея не подвергалась осаде со стороны арабов. Современный рассказ о Никейской иконе мог сложиться под влиянием другого известного случая:
B июне того же 726 г. новое иконоборческое настроение армии демонстративно проявило себя в новом вызывающем инциденте. Арабы осадили Никею. Осажденные жители толпились около образа Богоматери с молитвами. Один солдат швырнул в икону камнем и разбил y нее ногу. По-видимому, икона была скульптурная. На другой же день, гласит предание, солдат был сам убит камнем в сражении с арабами. Город спасся от арабов. Православные увидели в этом знамение и еще больше стали чтить иконы.
Об этом случае рассказано отцам VII Вселенского Собора, бывшего в Никее в 787 году.
Бысть чрево Твое Святая трапеза
См. Часослов, молитвы после ве́чери
Бы́сть чре́во Твое́ Свята́я трапе́за,/ иму́щи Небе́снаго Хле́ба, Христа́ Бо́га на́шего,/ от Него́же вся́к яды́й не умира́ет,// я́коже рече́ все́х, Богороди́тельнице, Пита́тель.
Тропарь, глас 4
Гра́ду Твоему́ ве́лие заступле́ние,/ и лю́дем ра́достное утеше́ние,/ чу́дная ико́на Твоя́ дарова́ся, Богоро́дице Де́во,/ о Тебе́ бо врата́ сме́рти сокруша́ются,/ и неисце́льныя боле́зни утоля́ются,/ о Тебе́ горды́ню вра́жию до конца́ низлага́ем,/ и ве́рою Сы́ну Твоему́ вопие́м,/ ча́шею спасе́ния напо́й на́с Христе́ Бо́же,/ и держа́вны на́с воздви́гни, на неви́димыя и ви́димыя враги́,/ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере,// я́ко Всеси́лен.
Ин тропарь, глас тот же
Ча́шею ра́дости и весе́лия и́стиннаго,/ прему́дростию Христа́ Твоего́,/ жа́ждущия лю́ди напо́й Богома́ти,/ да Тво́й ны́не пра́здник пра́зднуем све́тло,/ и небе́сною любо́вию горя́ще,/ и́же от Тебе́ рожде́ннаго де́лы благи́ми почти́м,/ да держа́вны на́с воздви́гнет,/ на вся́ собла́зны и лю́тыя грехи́,// Твое́ю по́мощию и заступле́нием, я́ко Всеси́лен.
Кондак, глас 8
К преди́вной Засту́пнице ро́да христия́нскаго,/ ми́ра всего́ при́сному упова́нию,/ ны́не Ру́сская страна́ с пла́чем припа́дает,/ и ми́лости от Тоя́ прося́щи, вопие́т:/ спаси́ сы́ны и дще́ри Моя́ от пла́мене поги́бельных страсте́й,/ забве́ния и помраче́ния, пия́нственнаго безу́мия,/ блу́днаго разжже́ния, мяте́жа, уби́йства и братоненави́дения./ Ины́я бо наде́жды не и́мам ра́зве Тебе́,/ на Тя́ до конца́ упова́ю,/ в ро́д и ро́д прославля́ю вожделе́нное и́мя Твое́,/ ра́дуйся, благослове́нная Мари́е,// ра́дуйся Неве́сто неневе́стная.