Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных царя, их называют еще волхвами, принесли богатые дары. Волхвы эти были не только правителями, но и учеными: они наблюдали небесные светила и, когда заметили на востоке чудесную звезду, пошли за ней на поклонение Богомладенцу.

Предание называет их имена:
Валтасар, Гаспар и Мельхиор.

Согласно преданию, волхвы были трех возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар — негроид (возможно абиссинец или нубиец) (Африка); Мельхиор — белый человек (Европа); Каспар — с восточными (даже семитскими, т. е. халдейскими) чертами или в восточной одежде (Азия). То есть родиной их было три страны с этнически различным населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

В дар новорожденному Христу они взяли золото, ладан и смирну.

Золото подносили в дар царям.

Ладан, дорогую ароматическую смолу особого дерева, в древности подносили в знак великого благоговения.

Смирной, дорогим благовонием, в то время помазывали усопших. Итак, волхвы принесли Христу золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку.

И эти дары волхвов сохранились до наших дней! Золото - двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна - небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти.

Дары волхвов хранятся сегодня на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла. Ценность их, как духовная, так и историческая, неизмерима. Помещены эти величайшие христианские святыни в особые ковчеги.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя был изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла - передала их туда сербская царевна Мария.

От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда их выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

***

Вернувшись в свои родные места, волхвы стали возвещать в народе об Иисусе Христе, строили храмы и часовни, где были изображения Богомладенца и звезда над крестом. Имеются данные и о том, что апостол Фома посвятил их в епископы. Волхвы закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены они были тоже вместе. Церковь причислила их к лику святых.

По преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в У-м веке - в Милан. В 1164 году из Милана останки прославленных трех волхвов кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель сначала перенес по суше на специальных подводах, а потом – на речном судне по Рейну в Кельн. Сохранились свидетельства о том, что мощи волхвов были подарены архиепископу императором Фридрихом I Барбароссой.

К святым реликвиям Кельна стали устремляться многочисленные паломники с пожертвованиями со всех близлежаших к этому городу земель. Истории известно, что в немецкий город со всей Европы прибывали многочисленные религиозные процессии и потоки людей. В народе волхвы, или «три святых короля», стали называться покровителями всех путешествующих, поэтому многие путники специально приходили в Кельн, чтобы в местном кафедральном соборе поклониться волхвам.

На гербе города Кельна и сегодня изображены три короны. Установленный праздник – «День трех святых королей» - объявлен нерабчим и ежегодно отмечается в Германии 6 января. Накануне вечером в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны и с коронами на головах. Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех королей». Около городских и сельских храмов устраиваются театрализованные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение их Богомладенцу. В каждой церкви устраиваются вертепы или рождественские ясли, где «присутствуют» и знаменитые волхвы. По сохранившейся давней традиции, 6 января хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов: С + М + В и указывает год. Немцы верят, что такая надпись оберегает дом и его жителей от всех бед. Кроме того, немцы в последний раз зажигают новогоднюю елку и считают, что после праздника «трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг».

В 1180 (1181) году местной школе золотых дел мастера Николая фон Вердена из Мааса поручили изготовить ковчеги для мощей трех прославленных волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 году, и сегодня считают самым выдающимся шедевром средневекового искусства, а хранится он в знаменитом Кельнском соборе.

Почитание реликвий в Кёльне основывалось на вере, что останки святых волхвов имеют исцеляющую силу, которая при прикосновении или приближении к ним передается другим людям.