Часто говорят: «Этот мальчик смирный». Или: «Эта девочка смирная». Что это значит?
Значит - не кричит, не визжит, не дерется, не кусается, в волосы не вцепляется, не ябедничает, язык не показывает, не царапается, ну и так далее. А вместо этого сидит где-нибудь в уголке и играет в игрушки. Или, может быть, в компьютерные игры. Хороший это мальчик? Или девочка? А неизвестно. Может, они просто тихие и ленивые. Бывают такие люди - похожие на вялый огурец. Им покажешь красивую картинку, спросишь - нравится? Отвечают: «Ничего». А что такое «ничего»? Ничего - ведь это пустое место. Неохота им отвечать, неохота думать. Ответят только для того, чтобы отмахнуться. Лишь бы к ним не приставали. Так что смирный - еще не значит хороший.

У христиан, если человек послушный, добрый и терпеливый, то про него не говорят : «смирный», а говорят «смиренный». Ну , а какая разница? Сейчас посмотрим.
Как–то раз вышла такая история.
Один монах обидел другого. Не нарочно, а нечаянно. Обидел, а сам и не сталкивался целый день, а поэтому и не видел, что тот сделался мрачным, как туча. Наконец, к вечеру, он узнает, что брат его во Христе чуть не плачет. «Ах! -думает. - Надо попросить поскорее прощения». И побежал к товарищу. Но – о, ужас!- обиженный ему даже дверь не открыл.
-Открой, брат! Я мириться пришел!
Никакого ответа. Тук-тук-тук! – стучит монах и думает: «Может, там никого нет?»
Однако слышит, что кто-то внутри кельи зашевелился.
- Это я! – говорит монах. - Хочу прощения попросить.
- Ступай себе, я занят, - отвечает наконец обиженный,глухим таким голосом, как сова из дупла.
Делать нечего. Поплелся монах опечаленный, а потом решил спросить совета у старца, который жил у них в монастыре. Старец был очень опытный в духовном деле, то есть в рассуждении и в молитве. И что же ответил ему старец? Слова его были просто удивительными:
- Загляни, -сказал он, - в свое сердце. Ты вот идешь мириться, а сам, наверно, думаешь, что ничего страшного не натворил. Думаешь, небось, что брат ,которого ты обидел, просто от природы такой обидчивый. Так что ты на словах-то готов извиниться, а на самом деле себя оправдываешь. Ведь так?
-Ох, может, и так, отец, -отвечал монах.
-Вот-вот, сказал старец. - А Бог видит, что у тебя на душе. Он знает, с каким настроением ты ходил мириться- так, лишь бы ссоры не было. Поэтому и не вышло ничего. Нет, ты все сделай от всей души. Ведь обидел? Обидел. Признай честно, а потом иди к брату, и Бог вложит в его сердце желание простить тебя и примириться с тобой. Смирись. Будь смиренным. Пусть в самом тебе будет мир.
Монах так и поступил. Он почувствовал, что довольно грубо поступил с братом, и теперь раскаивался. И вот он снова отправился к нему в келью и постучался. И- вот чудо! Тот сразу отворил ему и бросился к нему в объятия. Они обнялись, опустились на колени и плакали от счастья. И снова стали дружить, как прежде. А любили теперь друг дружку еще больше, чем раньше. И старались быть смиренными, то есть поскорее признавать собственную вину.

Давайте попросим
у друга прощенья,
простим и врагу
заодно,
поскольку вражда-
это только смущенье,
и только мученье одно.

И если мы злимся,
прощенья не просим,
то, значит, в глубинах
сердец
обиду и злобу
мучительно носим,
как самый тяжелый свинец.

И сами болеем,
и сами страдаем
часами и днями подряд,
как яд.
мы пьем и глотаем,
и пьем и глотаем,
и эту обиду.