Священник Павел Чехранов.


Священномученик Иларион (Троицкий)

Тяжелая была эта Пасха из всех четырех, какие пришлось мне пережить в неволе с 23-го по 26-й годы.

Последняя, на Поповом острове в каторжном, сказал бы я, пересыльном пункте, оставила во мне неизгладимый след, с одной стороны, – внешний, грустный след, с другой, – радостный, по внутренней радости. Печаль в этой Пасхе началась с того, что она, Пасха, оказалась неожиданной для меня. Четвертую Пасху должен я был встречать дома, в семейном кругу. Но Господь судил иначе.

Тридцатого марта всей нашей группе окончился срок сидения за честь родной церкви, за честь Никольского прихода в нашем, не признавшем обязательным для себя, существовании Ростовского Революционного комитета по церковным делам.

И 31-го марта в 11 часов 30 минут ночи В. Д. Анфилов, делопроизводитель администрации лагеря, вызвал отца Алексия Трифильева из инвалидной роты и поздравил с освобождением.

Прочитав присланную радиотелеграмму, отец Алексий с изумлением увидел, что моей фамилии не было.

Между тем я спал в своей канцелярской роте, когда пришел канцелярист Пивоваров и сообщил, что троих сейчас поздравляли с получением ответа.

Ну, думал я, если троих, то и я там, как иначе может быть, и спокойно уснул, радуясь, что завтра вечером «прощай, пересыльный пункт, Попов остров», поистине каторжный остров.

Но утро принесло самую печальную весть: я и епископ Митрофан по неизвестной причине остаемся, до какого времени – неизвестно.

Может, на неделю, но может быть, и на десять недель. Ах, думал я, опять мне наибольнее, чем другим! Или грешнее всех, или Господь больше других любит!..

Проводил я завистливым оком отца Алексия и еще шесть человек священников и остался томительно ожидать того дня, когда тот же Анфилов вызовет и меня.

Кругом лед, снег, железная колючая проволока, на высоких столбах будки, где часовые, проклиная остров, в тулупах охраняют жизнь тяжких-претяжких «преступников»: епископов, священников, протодиаконов....

Грусть на сердце.

А на ум все же идет мысль, – разве есть в твоей жизни что-либо случайное? Разве не Господь управляет миром и твоей жизнью? Разве он желает тебе зла? Подожди, и ты увидишь благие последствия этой временной задержки.

Прошло недели две.

Мою тоску нарушил заврабсилой – грузинский офицер, тоже арестант, Яшвили.

- Ты знаешь, – сказал он мне, – сегодня с партией пригнали Илариона!..

- Неужели?!..

- Да, да, в инвалидной роте осматривают...

Хотя было около десяти часов ночи, я решил повидаться с дорогим архиепископом. Но до окончания осмотра никого не пускали. Я, долго не думая, взял в руки сверток бумаги, пустые бланки на опись казенных вещей, карандаши в руки, и с видом чиновника особых поручений, прямо туда.

Пригнавшая из Петрограда воинская команда оказалась довольно приличная, вежливая, и меня свободно впустили, на что я ей сообщил:

- Будьте осторожны, здесь в лагере сыпной тиф...

В роте крик, шум, гам, обыск в полном ходу. Присматриваюсь, сидит на нарах архиепископ Иларион в коричневом кафтане.

Как увидел меня, сразу бросился:

- Отец Павел!.. Отец Павел!..

Расцеловались. Но наша дружеская встреча обратила внимание ротных командиров и помощника лагерного старшины. И хотя я доказывал свое служебное положение бумагами и карандашами, но все же они настояли убраться до окончания обыска.

Подходила Пасха.

Людей нагнали в пункт видимо-невидимо. Вследствие весенней распутицы лесные разработки закончились, и более тысячи человек возвращались обратно в лагерь. А весь лагерь рассчитан на 800 человек. Клуб закрылся и переделан под жилое помещение с нарами.

В прочих бараках проходы замощены нарами, двойные нары переделаны в тройные (в три этажа). Даже привилегированный канцелярский барак обращен в двойные нары, вместо шестидесяти человек стало в нем сто двадцать.
Кипятку сплошь и рядом не отпускалось, так как котлы под обед и ужин занимались.

Шла Пасха.

И как хотелось, хотя и в такой затруднительной обстановке, совершить молитвенный обряд.

«Как это так! – думал я, – пусть даже и сейчас, когда просунуться поговорить через толпу затруднительно, как не пропеть «Христос воскресе!» в пасхальную ночь!..»

И я решил подготовить свою братию. Повел разговоры с благодушнейшим епископом Нектарием (Трезвинским), епископом Митрофаном (Гришиным), епископом Рафаилом (Гумилевым) и епископом Гавриилом (Абалниковым).
Последний и не подозревал, какая ему писанка готовится.
Из прочей братии оповещены были отец Филонен, шахматист, постоянный компаньон владыки Илариона, отец Аркадий Маракулин.

Однако приглашенные разбились на две группы. Только архиепископ Иларион и епископ Нектарий согласились на пасхальную службу в далеко незаконченной пекарне, где только одни просветы были прорублены, ни дверей, ни окон.

Остальное епископство порешило совершить службу в своем бараке, на третьей полке, под самым потолком, по соседству с помещением ротного начальства.

Но я решился пропеть пасхальную службу вне барака, дабы хотя бы в эти минуты не слышать мата.

Сговорились.

Настала Великая Суббота.

Арестантский двор и бараки, как сельди, были наполнены прибывавшими из лесозаготовок.

Но нас постигло новое испытание. Последовало распоряжение коменданта ротным командирам не допускать и намеков на церковную службу, и с восьми часов вечера не пускать из других рот.

С печалью сообщили мне епископы Митрофан и Гавриил это распоряжение. Однако я своему «причту» настаивал: все же попытаемся в пекарне совершить службу.

Епископ Нектарий сразу согласился, а архиепископ Иларион нехотя. Но все же попросил разбудить в 12 часов.

В начале двенадцатого я отправился прежде всего в барак, где помещался владыка Нектарий.

Двери были настежь открыты, и мне, быстро вошедшему, преградил дорогу дневальный.

- Не велено пускать никого из других рот...

Я остановился в нерешительности. Однако, владыка Нектарий был наготове.

- Сейчас, сейчас, – сказал он мне.

Я отправился к владыке Илариону. Войдя стремительно в барак, я направился мимо дневального, который оказался несколько знакомым мне и расположенным.

Пожалуйста, поскорее делайте и уходите. Не приказано...
Я кивнул ему головою, подошел к владыке Илариону, который, растянувшись во весь свой великий рост, спал.
Толкнул его в сапог, владыка приподнялся.

- Пора, – сказал я ему шепотом.

Весь барак спал. Я вышел. На линейке ожидал владыка Нектарий. Присоединился владыка Иларион. И мы гуськом тихо направились к задней стороне бараков, где за дорогой стоял остов недоконченной пекарни, с отверстиями для окон и дверей.

Мы условились не сразу, а по одиночке прошмыгнуть.
И когда оказались внутри здания, то выбрали стену, более укрывавшую нас от взоров проходящих по дорожке.
Мы плотнее прижались к ней, – слева владыка Нектарий, посередине – владыка Иларион, а я – справа.

- Начинайте, – проговорил владыка Нектарий.

- Утреню? – спросил владыка Иларион.

- Нет, все по порядку, с полунощи, – отвечал владыка Нектарий.

- Благословен Бог наш..., – тихо произнес владыка Иларион.

Мы стали петь полунощницу.

«Волною морскою...», – запели мы.

И странно, странно отзывались в наших сердцах эти с захватывающим мотивом слова.

«Гонителя мучителя, под землею скрыша...»

И вся трагедия преследующего фараона особенно в этой обстановке чувствовалась нашими сердцами как никогда остро.

Белое море с белым ледяным покровом, балки для пола, на которых мы стояли, как на клиросе, страх быть замеченными надзором.

И все же сердце дышало радостью, что пасхальная служба все же совершается нами вопреки строгому приказу коменданта.

Пропели полунощную.

Архиепископ Иларион благословил заутреню.

- Да воскреснет Бог, и расточатся врази его..., – не сказал, а прошептал, всматриваясь в ночную мглу, владыка Иларион.

Мы запели:

- Христос воскресе!..

Плакать или смеяться от радости, думал я.

И так хотелось нажать голосом чудные ирмосы! Но осторожность руководила нами.

Закончили утреню.

- Христос воскресе, – сказал владыка Иларион, и мы все трое облобызались.

Владыка Иларион сделал отпуст и ушел в барак. Епископ Нектарий пожелал и часы с обедницей совершить. И мы совершили вдвоем. Только я был за предстоятеля. Владыка Нектарий за псаломщика, так он сам пожелал, ибо знал все песнопения, равно и чтения – апостоловец, наизусть.

Днем по случаю праздника я пригласил владыку Илариона на кофе в свой барак. Но пили его в комнате канцелярии хозяйственной части, пустующей по случаю праздника. Владыка удивился моей смелости и изобретательности.
Кофе – с халвой, с кусочками кулича, который был прислан кемским духовенством для всех нас.

- А пили вы кофе по-венски? – спросил меня владыка и, смеясь, рассказал, как это делается.

На другой день службу совершили мы с владыкой Нектарием вдвоем, ходя по дорожке. И этот день также казался мне праздничным, как и первый с «богослужением».

Эта пасхальная служба осталась в памяти у владыки Илариона. В тот год в декабре ему кончался срок.
Его уже перевезли на берег из Соловков ввиду прекращения навигации.

В декабре я получил от него письмо.
«Колесо Фортуны повернулось обратно, меня снова перевозят в Соловки...»

Действительно, из Москвы пришло извещение, – продлить изоляцию еще на три года.

«На повторительный курс остался», – шутил владыка Иларион.

И в 1927-м году в мае писал мне: «Вспоминаю прошлогоднюю пасху. Как она отличается от сегодняшней! Как торжественно мы справили ее тогда!..»

Да, обстановка пасхи 26-го года необычайна.
Когда мы втроем ее справляли в недостроенной пекарне, в это время там, в Ростове, в залитом электрическим светом кафедральном соборе, при участии чудного хора И. Ф. Ковалева городское духовенство совершало тоже пасхальное торжественное богослужение.

Но!.. думается нам, наша Кемская Пасха с владыкой Иларионом в пекарне без окон и дверей, при звездном освещении, без митр и парчовых риз, дороже была для Господа, чем великолепно обставленная Ростовская...

Опубликовано в ж-ле "Мир Божий" №1(6) 2000