Передо мной старая, пожелтевшая от времени фотография. Девочка лет 5-6 с большими выразительными глазами смотрит на меня не по-детски серьезно. Ее взгляд глубоко пронизывает. Так, что становится не по себе от мысли, что вот она – эта девочка спрашивает меня:
— Сохранила ли ты свою детскую чистоту и открытость, любовь к живому, веру в людей, не разучилась ли ты радоваться жизни так, как делала это я?
Невольно отвожу взгляд. Убираю свою детскую фотографию в старый альбом. Но тут же ко мне подбегает моя дочь:
— Мама, мама, а что это ты убираешь? Покажи! А кто эта девочка? Это ты в детстве? А я на нее похожа? Да, да — похожа! Смотри, у нее мои глаза.
Оля бежит к зеркалу, переводит взгляд от зеркала на фотографию.
— Я очень похожа на тебя в детстве? Правда?
— Да, Оленька, очень похожа.
На глаза набегают слезы. Смахиваю их украдкой.
— Мама, давай пожалеемся.
— Давай.
Я беру Олю на руки и мы долго сидим тихо, ничего не говоря.
У Оли светло-русые волосы. Крупные карие глаза. Взгляд удивленный, восторженный. Может часами играть одна у себя в комнате. Разговаривает с игрушками, поет им песни. Просит, чтобы мы ей не мешали. Но временами она становится воинственной. Носится по комнатам, разбрасывает игрушки, кричит и даже нападает на нас. Обычно уговоры не помогают. Стараюсь переключить на что-нибудь ее внимание. Или вынимаю рукоделие, и мы учимся пришивать пуговицы. Или достаю краски. И тогда мы рисуем осень, дождь и грязь, а еще траву. Потом долго отмываем руки. Иног а помогает интересная книжка. Но лучше всего успокаивает сказка, придуманная тут же, на ходу. Дети лучше взрослых понимают глубинный смысл притчи. Их чувства богаче, чем у нас взрослых. Их эмоции ярче, душа ближе. Они настолько мудры, что иногда просто становится не по себе. Откуда в них это?
В последний раз, когда Оля "разошлась" и не хотела спать, я сказала:
— А мы и не будем спать. Мы будем слушать сказку. Ты любишь сказки? Ну, тогда садись и слушай. Это очень печальная сказка.
...Жила-была девочка. Умная девочка, красивая. Были у девочки и мама, и папа, и бабушка. Все ее очень любили. И она всех тоже очень любила. Она была очень аккуратной девочкой. Игрушки у нее лежали на своих местах, одежду она вешала на стулик и всегда слушалась взрослых. Но вот однажды с девочкой стало происходить что-то не то. Попросит мама ее убрать игрушки, а девочка не хочет. Мама зовет девочку посуду мыть, а она убежит играть. Девочка перестала слушать свою маму, обидела бабушку, поссорилась с папой. Ее характер портился с каждым днем. Она ст ла злой, некрасивой. Она перестала петь веселые песенки. Она разучилась танцевать веселые танцы. Ее нежный голос стал хриплым, взгляд — колючим. А еще она ударила соседскую девочку. И вот, когда она перестала любить других, случилось самое страшное. В девочку вошел злой дух. Это был очень противный дух. Он заставлял девочку обманывать взрослых, бить посуду, красть из шкафа конфеты, обижать слабых. Но самое страшное, что он хотел погубить девочку. Девочка уже не была властна над собой. Она вовсе не хотела делать злые дела, но получалось все наоборот. Захочет она улыбнуться маме, а вместо этого у нее как-то сам собою высунется язык. Подойдет к ней на улице котенок, захочет девочка погладить его, но рука, против ее воли, ударит котенка. Вот тут-то девочка испугалась по-настоящему. Она поняла, что с нею творится что-то неладное. Она побежала к маме. Бросилась к ней на шею, заплакала. И все-все рассказала маме. Она говорила, что не хочет быть плохой девочкой, что снова хочет всех любить, но уже не может, у нее не получается. Злой дух не дает ей делать добрые дела. И тогда мама девочки по ла к Царице Небесной и попросила ее выгнать злого духа из девочки. Царица Небесная сжалилась над девочкой и прогнала из нее злого духа. И тогда девочка стала прежней. Она прибрала все свои игрушки, вымыла посуду, принесла папе тапочки и пообещала быть послушной и аккуратной. Она вспомнила свои прежние песенки и танцы, помирилась с соседской девочкой.
Вот и все.
Оля вздохнула, зашмыгала носом.
— Я тебе сейчас рассказала очень поучительную сказку. Ты поняла о чем она?
— Поняла.
— О чем же?
— О Боге.
— А как ты это поняла? (Я была озадачена ответом).
— Я поняла это сердцем.
И Оля выразительно прижала руку к сердцу. Потом она молча легла, натянула на себя одеяло и через пять минут уже засопела.
А я долго не могла уснуть.
Ужасно болела голова. Как говорят "не тряхнуть". Но Оле наскучили игрушки и она начала канючить:
— Мама, покажи диафильмы.
— Оленька, мама устала, мама болеет. Поиграй одна.
— Нет, я не хочу. Ну покажи мне диафильмы. Хоть про дядю Федора.
И Оля начала потихоньку подвывать. Я чувствовала, что это подвывание с минуты на минуту перейдет в рев.
— А ты знаешь, что было с одной девочкой, которая не жалела свою маму?
— Не знаю. С какой девочкой?
— У одной девочки была мама. Она очень болела. Но девочка не любила свою маму, не жалела ее, даже пить ей не давала. И тогда ее мама ушла на небо.
Оля притихла. Вытерла нос. Испытующе и очень серьезно посмотрела на меня:
— А ты что ли пить хочешь?
— Нет, я не хочу пить. Я уже пила чай.
— А ты не уйдешь от меня на небо?
— Нет, ну что ты. Конечно не уйду.
Оля прильнула ко мне. Крепко обняла меня за шею и затихла. Теперь заплакала я.
— Никогда, никогда?
— Никогда, никогда.
— Тогда покажи мне диафильмы.
Прочла Оле сказку «Умная Эльза». Поучительная сказка такая. В ней говорится о том, как надумал один парень жениться. Прослышал он, что живет в одном селе очень умная девушка, ее звали все Умная Эльза. Пришел он свататься. Ну, родители и братья встретили его приветливо. Накрыли стол. А Эльзу послали в подвал за пивом. Спустилась Эльза в подвал, подошла к бочке с пивом, хотела открыть кран. Но смотрит, а над бочкой висит мотыга. И представила Эльза, Умная Эльза, как выйдет она замуж, родится у них сын, вырастет и пошлют они его в подвал за пивом, а мотыга упадет на него и убьет. Села Эльза, Умная Эльза, на лавку и горько-горько заплакала. Послали в подвал мать Эльзы, узнать, почему та так долго не несет пиво. Рассказала Эльза, Умная Эльза, матери о своих страшных догадках и мать тоже расплакалась. Послали в подвал отца узнать, что там случилось. Рассказала и ему Эльза о том, что ждет их впереди. И отец разрыдался. Спустились в подвал братья. И им Эльза, Умная Эльза, рассказала о своей беде. Последним в подвал спустился жених. Он спросил, почему все плачут, что случилось? Умная Эльза и ему в се рассказала. Ничего не ответил жених. Снял мотыгу, положил ее на пол и ушел.
Я спросила Олю:
— А ты у нас умная девочка?
— Да, умная.
— А хочешь, мы сейчас это проверим?
— Хочу.
— Тогда отгадай мои загадки. "Висит груша, нельзя скушать".
— Лампочка.
— Правильно.
— "Сидит девица в темнице, а косы на улице".
— Морковь.
— А вот эту загадку попробуй-ка отгадать. "Без чего человеку жить нельзя?"
— Без жены.
Я смеялась до слез несколько минут. И только потом сквозь слезы и смех смогла выговорить:
— Да, умная Ольга.
Однажды вечером мы решили поиграть с Олей в «вопросы – ответы». Я играла роль корреспондента газеты, который берет интервью. И вот что из этого вышло:
— Оля, что такое по - твоему сны?
— Сны – это зверь.
— А что такое приюты?
— Дом для бездомных.
— А откуда берутся бездомные?
— У них нет квартиры. У них отобрали квартиру, дом. Их бывает обкрадут. И их в приют берут.
— А кто такие бомжи?
— Это плохие люди. — Почему же плохие?
— А что ли хорошие?
— Ну ладно, давай дальше. Зачем нужна милиция?
— Чтобы преступников ловить.
— Чем отличается фея от колдуньи?
— Колдунья делает по - плохому. По - хорошему делает добрая волшебница, фея.
— Кто такие Ангелы? Где они живут?
— Ангелы – это Бог.
— Ну, нет. Ангелы – это Ангелы. У тебя есть Ангел - Хранитель? Что он делает?
— Он поет.
— А еще что он умеет делать?
— Умеет радоваться.
— А еще?
— Спасать. Дает спать...
— А зачем люди в церковь ходят?
— Затем, чтобы принять Душу Бога, кусочек Души Его.
— А зачем нужна Святая вода?
— Чтобы Святыми быть.
— А просвирочку зачем едим?
— Чтобы одна радость была. Одна радость.
— Какие ты знаешь иконки?
— Семистрельница, Богородица, Царица Елена.
— Зачем в Храме свечи зажигают?
— Чтобы быстрее люди больные выздоровели.
— Почему нельзя делать зло?
— Потому, что зло нарушает все. Вулканы делает. Траву уничтожает. Страны уничтожает.
— Какие ты любишь сказки?
— Добрые.
— Когда ты выйдешь замуж, у тебя будут дети?
— Будут.
— А сколько?
— Один.
— А двух ты не хочешь?
— Давай двух.
— А трех?
— Давай трех. И больше. Вот столько! (Оля показывает пальцы рук.)
— Ты любишь много детей?
— Да, люблю. Только они будут игрушки разбрасывать и не будут их прибирать.
— А ты их научишь. Ты их будешь кашей кормить, спать укладывать, сказки рассказывать. А ты их будешь наказывать или любить?
— Если они будут хулиганить, я их буду прощать.
— А если они заплачут, что ты сделаешь?
— Я их возьму на руки. Или скажу: "Я люблю тебя". Чтобы они не плакали.
— Так значит, когда человека любят, то он и плакать не хочет? А вот почему человеку важно знать, что его любят?
— Это знак любви.
— А вот растет человек. И его никто - никто не любит. Каким он вырастет?
— Злым.
— А почему?
— Без любви вырастают злыми. Простые люди – это кроткие. Они и злому не верят, да и добром не верят. У них только случаи одни.
— Как это?
— А просто. Только случаи одни. У них одна удача. Они в Бога верят.
— Верят?
— Да, верят. Но они в церковь не ходят. Потому, что у них много работы.
— То есть они находят себе оправдание?
— Да, и они говорят: "Нам некогда ходить".
— Поэтому у них ни добра, ни зла?
— Да.
— Как - то они не определили свои отношения с Богом. А это хорошо или плохо?
— Хорошо. Ведь у них много иконок дома. Все, все стены увешаны.
— Так почему же они в церковь не ходят?
— Не успевают. У них совсем выходных нет. Только по пятницам. И все дела, дела. У них одно дело сразу за другим идет. Дело за делом, дело за делом.
— Так тяжело. И никак не вырваться? Но должен же быть выход? Что же им делать?
— Убежать.
— Куда?
— В церковь убежать от работы.
— А может быть обратиться с молитвой к Богу: "Господи, помоги мне разорвать этот порочный круг!"
— Да, нужно сказать: "Господи, помоги мне пожалуйста."
— Оля, а ты помнишь, как мы с тобою застряли в лифте, когда отключили свет? Ты тогда помолилась.
— Я тогда помолилась и нас освободил Господи. Это был сам Бог. Я Его видела.
— А как ты Его видела? Ты мне об этом не рассказывала.
— Я Его глазами видела.
— И Он пришел, чтобы нас освободить?
— Да. И это был самый добрый человек. Кто верит в Бога, тот – сам Бог.
— Как это?
— Только тот, кто в круге стоит, в этом круге (Оля проводит рукой в области сердца), в сердце, тот – Победитель, Человек.
— То есть человек должен всегда свой ум в сердце держать?
— Всегда, всегда быть в круге.
Закончив опрос, я была в смятении. Интересно, кто из нас двоих мудрее и опытнее?
Иногда по вечерам мы с Олей вели философские беседы "о жизни", "о взрослости". И, буду откровенна, некоторые ее рассуждения ставили меня в тупик:
— У каждого человека должен быть разум, должен иметься разум. А в его сердце, в его груди должен быть свет. Он, как огонь должен гореть. День наступит и оно будет все гореть и гореть. И так Душа начинается.
У меня на дороге счастье. Но оно не очень красивое. Оно грустное. Мне не надо такое счастье. Оно должно быть веселое, чтобы мое сердце освятило. И чтобы я ходила в церковь. И чтобы папа не ругал меня за это. Сердце мое, веселись. А плохое ты не слушай. Не запоминай ты злого, которое тебе говорят. Я родилась для одного Бога. Оля, не верь в зло!
Вот как рассуждал мой маленький философ в неполных пять лет. Но, как на всякого мудреца довольно простоты, так и на мою Олю довольно странностей. Она могла встать перед зеркалом и начать кричать.
Я подходила к ней сзади, гладила по голове и тихо говорила:
— Зачем ты так кричишь на весь дом? Ты же у меня теперь взрослая девочка, умная, понимаешь, что это некрасиво.
Оля умолкала и с серьезным видом ( без тени лукавства) отвечала мне:
— Мамочка, мамочка, как хорошо, что ты меня остановила. А то бы я так все кричала и кричала и день и ночь.
Как-то вечером я присела на несколько минут с книгой. Домашняя работа нескончаема и почти не остается времени на себя. Оля тихо подошла ко мне. Я видела, что она в "образе" (в игре):
— Вы знаете, я из приюта. Можно я у вас немного поживу?
— Хорошо, Оля.
— А я не Оля. Я – Катя.
— Ну хорошо, Катя, живи. Но как ты попала в приют?
— Я убежала из дома. Мои родители – пьяницы. Они меня бьют и ругают. И есть не дают. Даже хлеба у нас нет. А дома такой бардак. Такая грязь. А мать на меня все время кричит, как бешеная. Даже если я ничего не сделаю, все равно кричит.
— Бедное дитя. Что же, поживи. Ты так намаялась. Отдохни от всего этого кошмара ( в это время у меня рвались наружу, поверьте, совсем не игровые слезы).
Оля подошла к своей кроватке и спросила:
— А можно я у вас на этой кровати спать буду?
— Вообще-то можно. Но у нас есть девочка, которая спит на этой кровати. Правда она такая непослушная и упрямая. И никогда не убирает за собой игрушки. Я бы с удовольствием отдала эту девочку в приют, а взяла тебя, Катенька.
— Вот и хорошо. Раз уж она такая дурочка, отправьте ее в приют. А я останусь тут у вас жить. Честно сказать, у меня после ее слов было крайнее замешательство. Особенно меня беспокоило то, не станет ли моя дочь играть в родителей – алкоголиков в детском саду.
Да, мы в свое время в такие игры не играли. У нас были индейцы, космонавты, партизаны и т.д.
Однажды купили мы с Олей пакетик семечек на улице. Женщина, которая нам их продала, была нашей знакомой. Она рассказала нам, что сегодня воробьи и синички устроили банный день – купались в луже под водосточной трубой.
Место, где торговали семечками, было излюбленным для птиц. Они сновали здесь целый день. А синицы умудрялись стащить семечки из под самого носа продавщицы. Совсем не боялись людей. Оля спросила меня:
— Мама, а ты добрая или злая?
— Ну, не знаю. А ты как думаешь?
— Все, кто верит в Бога, – добрые.
— Ну, значит – добрая.
— Тогда угости синичек семечками.
Я отсыпала горсть семечек и бросила на снег. Но синички чего-то испугались и упорхнули. Я успокоила Олю:
— Ничего, они вернутся, обязательно вернутся и все подберут.
И мы пошли домой.
Иногда Оля сама задает мне странные вопросы:
— Как люди волшебство делают?
— По вере делают. Нужно очень верить.
— И тогда волшебство получится?
— Да, получится.
— Я знаю, волшебство у нас в доме живет. Чтобы было волшебство, нужна чистота. — Как это, Оля?
— Так. Чи - сто - та... Она в доброй душе, где добрые дела, в добром яйце. В добром яйце все доброе, все – чистота. А папа у нас в злом яйце живет. Это злые люди распяли Христа на кресте, чтобы его обидеть. У злого человека черная душа, а у доброго – светлая. Христос превратился в Дух и собрал доброе яйцо и поднял его на небо. Теперь Он откроем доброе яйцо и мы войдем туда.
Оля как-то заявила:
— А я тоже умею сочинять сказки, как и ты.
— Ну, тогда расскажи хоть одну.
— Включай магнитофон и я расскажу тебе много сказок.
И я включила магнитофон... ( Оле к тому времени исполнилось четыре с половиной года).
Сказки – набирухи.
Знаете, я такая веселая. У меня такое удовольствие, что я совсем веселая-превеселая. И я вам расскажу одну сказку. Она называется "Царевна добрая с женихом".
Жила – была Царевна добрая. Пошла она в сад и встретила там молодого принца. Она захотела на нем жениться. Но царь велел отрубить ему голову. А царевна им не дала.
Убежали они в лес, сделали там себе дом и спрятались. И все думают: "Где они спрятались? И пошли их искать. Долго искали. Шли долго ли, коротко ли... Наступила ночь. Ничего не видать. А царевна уже в царстве - государстве добром-предобром. Они там поженились и стали долго - предолго жить.
Конец. Весела городец. Кольцо перекручивается. Ножкой топ - топ - топ и прихлоп - хлоп - хлоп.
Дети, я вам расскажу сейчас сказку про Машу и медведя. Но это другая сказка, не из книжки.
Жила-была девочка Маша. И подружки ее собрались в лес за грибами. И одна из подружек стала ее уговаривать:
—Идем с нами! Идем с нами!
И вот наступила ночь. Все уснули. Одна Маша не спит. А вдруг медведь как наступит на нее и говорит:
— Ты будешь топить мне печку, варить кушанье мне, будешь моих медвежат кормить.
Маша задрожала и упала. Села на скамеечку и заплакала. Так вся жизнь продолжалась... И вдруг она сказала:
— Матушке на пенек отнеси.
А сама залезла в пироги. А он пришел, глядит:
— Господи, пироги!
Вот захотелось ему съесть пирожок. А Маша говорит:
— Не ешь пирожок. Матушке с дедушкой неси.
Конец! Кто слушал – молодец!
Дети, я вам расскажу сейчас сказку. Но не простую, а золотую.
Там жил король, да двадцать богатырей. И там жил-был мышонок с котом. Вот однажды царь наказал этим богатырям убить кота. Это было очень давно лет, целой ночью. Он им это приказал. А сам лег спать. А за мышью гонялся сам богатырь, сам их правитель – богатырей богатырь. И он гонялся, гонялся. И вдруг закрылась дверь. И мышонок удрал. А это был кот. И он помог мыши, а богатырю по носу дал. Тот как завалялся, закувыркался. Все смешно было. Даже моя мама сейчас смеется. Она сейчас упадет со стула.
И вдруг откуда ни возьмись прыгнул заяц. Им нарядился тот самый кот. Он размахнулся, да как даст. Здорово то было! Смешно!
Конец. Кто слушал – молодец.
Дети, я вам расскажу сказку. Но не простую, а синенькую - пресиненькую. Эта сказка про волка и лису. Как они гонялись и чуть не съели свинью.
Вот однажды волк гонялся-гонялся за свиньей, но так ее и не поймал. А впереди стояла лиса. А она ее как "пык - мык - мык - мык..." Колесом покатились, прямо в речку. А тут кот как размахнулся, и "пик - пак - мах - мах..." Это был друг свиньи. И всех в воду повалил. Но они все умели плавать и уже оказались на мосту. Тем временем на заборе сидел петух. Он увидел, как они дерутся, да как закричит:
— Кудах - тах - тах - тах! Кудах - тах - тах - тах!
Тем временем волк с лисой были уже привязаны к одному дубу одной веревкой. И у них у каждого была вставлена своя линейка. У волка – желтая , а у лисы – оранжевая.
Конец. Кто слушал – молодец.
Жили-были дед с бабкой. У них не было ни внука, ни внучки. Только кошка с котенком, да папа – кот. Котенка звали Тиша. И решили кошки пойти к волшебнице Гингеме. И пришли они в оранжевый замок и там жила Оранжевая королева Оранжевого замка – добрая Гингема. И она дала им зернышко. Если оно не вырастет, нужно сказать:
— Гими - гима - гили - гима...
Если вырастет, сказать:
— Поп - поп - лика - леп...
И выросло такое маленькое. И там была девочка. Совсем крошка. И она сказала:
— У меня нет одежды.
И принесли ей много - премного одежды. И приодела ее бабушка и застегнула ей пуговки. И все. Сказке конец. Даже Бог и колец.
Дети, я вам расскажу сказку. Но она не простая, а золотая, как золото, дети. И про козу и про дом.
Жила-была коза в дому одна. Она была хозяйка. У нее козлята родились. Она их родила, родила, да и песенку дала:
— И поила, и кормила,
И любила, им доила.
И кормила, уложила спать...
Да и все. Ля - ля - ля, ля - ля - каля.
Она пела, пела, да и все. В окне у них было такое сердечко, что один козленок и выпрыгнул. И дома все встали дыбом и закачались. А мама подумала, что это великан. А там нет никаких великанов, только люди ходят. Глядит, а это не великан, а этот шалун, веревкой перевязанный. Он уже в середине комнаты.
Конец. Кто слушал – молодец!
Дети, я вам расскажу сказку. Не простую, а ледяную. Про бабу-Ягу. Как стала девочка бабой-Ягой. И выросла и стала бабой-Ягой.
Жила-была девочка с мамой и папой. Росла, росла и выросла не тетей, а Бабой-Ягой. И превратила из палки в метлу и полетела. Ей кричат:
— Куда ты, баба-Яга!?
А она в ответ:
— Кышь - мышь - пыщь! Бабушка, прощай!
Жила она и жила и приходит к ней ее бабушка:
— Ты кто такая, мы тебя не знаем?
— Я – ваша внучка!
— Нет, ты – баба-Яга!
— Нет! Я – ваша внучка. Это я! Я была девочкой, выросла и оказалась бабой-Ягой.
И все так продолжалось день за днем. Но вдруг кнопка нажалась и все прогляделось. И все.
Сказке конец. Кто слушал – молодец.
А эта сказка, не сказка. Это – жизнь. Жизнь – это сам Бог. Это было очень давно, когда жили люди. Одна девочка жила с мамой и папой. Но папа ее верил не в Бога, а в зло. И он сидел в злом яйце. А девочка с мамой своей сидели в добром яйце. И все было у них хорошо. Но только девочка все время раскидывала игрушки. И вот цветок-лепесток упал ей на глаза. Он на нее упал. Она открыла глаза свои. И перед нею стоял принц красивый. И он был волшебник. Но он добрый был и всех уважал. И все звери к нему прибегали.
Да вот случилось однажды... Злая волшебница узнала это – королева Снежная. Стучит в окно. И пришел к ней этот мальчик. И ушел, и не оглядывался. Перед ним были замки гуденые. И он не угадывал, в котором замке живет королева.
Конец. Кто слушал – молодец.
Утро начинается. День за днем кончается. Вот старуха - набируха выскочила. А сама набируха щеки-то набила.. А сама-то заругалась, не верит в Бога. А глаза притворяются добренькими, но все равно все узнают, какая она злая. И все добрые от нее прячутся, а все злые выскакивают. И вот я глаза зажмурила, а вместо нее – змеи. Вот тебе и так - так - так. Жаба - жабина! И она там каждый день. Но вместо нее вот уже три дня выходила царевна молодая, красивая. Не хвастается, никому не показывает красоты. Щечки румяные, губки красные, глазки светленькие. Начинается конец. Набируха кончается.
Как - то подошла ко мне Оля и сказала, что у нее ко мне серьезный разговор. Я отложила дела, так как вид у Оли действительно был серьезный, лицо напряжено.
- Мама, давай возьмем у бабушки котенка.
- Ну нет, что ты, Оля. Кошка в квартире – это куча проблем. Потом нас целый день нет дома. Оля подошла ко мне близко-близко, заглянула в глаза и таинственно, почти шепотом произнесла:
- А ведь детство-то проходит.
Ее слова настолько меня потрясли, что я стояла перед собственным ребенком лишенная дара речи и полностью обезоруженная. В мгновение передо мной пронеслись давно забытые детские воспоминания, когда я тащила домой всех бездомных кошек и собак. И в нашем доме всем находилось место.
- Хорошо, я согласна. Мы возьмем котеночка у нашей бабушки (честно сказать в тот момент я бы согласилась даже на крокодила).
Оля учит меня радоваться жизни, видеть прекрасное, слышать себя. И если она меня спрашивает:
— Мама, а мы научимся летать?
То я ей отвечаю:
— Конечно.
— А где мы будем летать? Дома или на улице?
— Сначала дома, потом на улице.
— А на небо мы тоже полетим?
— Конечно полетим.
— И бабу Олю там встретим?
— Встретим.
— И с неба на всех глядеть будем?
— Будем.
И легко на душе и радостно. И приходит ясное осознание того, что мы здесь не дома. И что все здесь временное, не настоящее. Что все житейские проблемы – это вовсе не проблемы, а - суета. И хочется взмахнуть крыльями и ...
А крылья есть только у тех, кто не утратил детского восприятия мира. Уж я – то точно знаю, что детство не проходит!