Представь себе,- сказал мне как-то старец Порфирий,- что ты спокойно идешь по улице и видишь какого-то человека, который тоже спокойно идет по своим делам. Тут из переулка выскакивает хулиган с ножом в руке и набрасывается на этого человека, начинает его избивать, таскать за волосы, и, наконец, оставляет его истекающего кровью лежать на тротуаре.Увидев это зрелище, ты вознегодуешь на этого избитого человека или пожалеешь его?
Вопрос отца Порфирия поставил меня в тупик, и я в свою очередь спросил его:
- Как же можно, гневаться на израненного ближнего, ставшего жертвой хулигана? Такая мысль мне даже в голову не приходит. Конечно, я пожалею его, и попытаюсь помочь ему чем смогу.
- Так вот,- продолжал Геронда,- каждый человек, который тебя оскорбляет, вредит тебе, возводит на тебя клевету, так или иначе поступает с тобой несправедливо, является твоим ближним попавшим в руки злодея- дьявола. Как правильно? Если какой-то человек клевещет (адики) на тебя, что ты должен делать? Ты должен печалиться о нем, ему сострадать (симпоневсис), пожалеть его, и горячо умолять Бога, чтобы Он, с одной стороны, укрепил тебя в этот трудный час испытания, а с другой- помиловал бы твоего брата, который пал жертвой злокозненного дьявола.
И Бог поможет и тебе, и твоему обидчику...
Потому что, если ты так не сделаешь, но наоборот, разгневаешься на брата, перейдешь на него в контрнаступление, то дьявол, который сидит у него на шее, перепрыгнет на тебя, и будет танцевать на вас обоих!