Джузеппе Верди - итальянский оперный композитор и дирижёр.
Родился близ города Буссето, в северной Италии.



Первоначально занимался музыкой с органистом местной церкви. В 1833 году Верди отправился в Милан для обучения в консерватории, но тамошний директор не признал у Джузеппе выдающихся способностей и отказался принять его. Верди обучался частным образом у директора театра «Ла Скала», под руководством которого пробовал писать марши, увертюры, кантаты… Ни одно из его сочинений не было опубликовано.
Вернувшись на родину, Джузеппе стал директором филармонического общества и выступал в его концертах в качестве дирижёра, композитора и пианиста. В 1838 году Верди переселился в Милан и теперь уже удачно дебютировал на сцене «Ла Скалы» как автор оперы «Оберто, граф Сан-Бонифачо». В дальнейшем композитор создал много опер и для этого театра, и для других известных в мире сцен. В частности, он написал по заказу российской Дирекции императорских театров оперу «Сила судьбы» и в 1862 году был приглашён в Петербург для её постановки в Мариинском театре. Самые известные его оперы «Набукко», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», Фальстаф».
Последние годы жизни Верди провёл на своей вилле «Сант-Агата» близ г. Буссето. Достигнув музыкальной славы и богатства, он построил приют для престарелых итальянских музыкантов и певцов.

Джакомо Пуччини - итальянский оперный композитор.
Родился в г. Лукке. Его отец был органистом, дирижёром, композитором и педагогом. Мальчик очень рано проявил музыкальное дарование. С пяти лет Джакомо начал заниматься музыкой с отцом, с десяти лет стал работать церковным органистом. С 1880 года обучался в Миланской консерватории, по окончании которой написал свою первую оперу «Виллисы».



Оперный жанр очень увлёк композитора. На протяжении следующих лет Пуччини пишет десять опер. Самые известные из них «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Турандот». В своих операх Пуччини стремился к музыкальному реализму, к непрерывному развитию действия. Его стиль повлиял на дальнейшее развитие оперного искусства: стиль музыки Пуччини можно слышать и в оперной музыке Шостаковича и Прокофьего. Кроме опер Пуччини написал несколько кантат, камерно-инструментальные ансамбли, романсы, хоры, органные пьесы.

Людвиг Ван Бетховен - наверное самый известный классик мирового музыкального искусства.



Родился он в г. Бонне. Первым учителем музыки был его отец, вспыльчивый, грубый нрав которого и пристрастие к вину делали уроки очень тяжёлыми и едва не заглушили в ребёнке любовь к музыке. В 1787 году Людвиг совершил поездку в Вену для занятий с Моцартом. Позже, в 1792 году молодой музыкант был послан в Вену заниматься под руководством Гайдна. Но учился больше у других композиторов. Гайдн не обладал преподавательским даром, но способствовал развитию музыкального вкуса воспитанника.
Бетховен занимался самообразованием, изучал языки, классическую литературу, год учился в Боннском университете на факультете философии. На рубеже XVII и XVIII веков был поражён тяжёлым недугом - глухотой. Написал оперу «Феделио», балеты, мессы, 9 симфоний, музыку к драматическим спектаклям, камерные ансамбли, произведения для фортепиано, песни. Вершиной его творчества считается Девятая симфония. Очень популярны Пятая симфония, сонаты «Лунная» (№14), «Аппассионата» (№23) и «Патетическая» (№8).

Иоганнес Брамс - немецкий композитор, пианист, дирижёр.



Родился в г. Гамбурге. Отец его был контрбасистом в оркестре городского театра. Необычайная талантливость Брамса проявилась рано, но ему приходилось помогать семье и заниматься аранжировкой маршей для военных оркестров, а по вечерам играть в гамбурских пивных. В 1847 году он в первый раз выступил публично как пианист, исполнив вариации собственного сочинения, и обратил на себя внимание лучшего гамбурского музыкального педагога, который и стал с ним заниматься. В 1853 году Брамс предпринял концертное турне по Германии, познакомился с Листом, Шуманом. Шуман отнёсся к его таланту с большим вниманием и очень помог своей поддержкой. Уже на следующий год появились первые его произведения - три фортепианные сонаты и скерцо. В дальнейшем композитор жил то в Германии, то в Швейцарии, в 1862 году поселился в Вене и занял место капельмейстера Певческой академии.
Брамс писал во всех существующих родах музыки, кроме оперной. Написал более 80 произведений. Большой известностью пользуются его фортепианные и скрипичные концерты и «Венгерские танцы».

Фредерик Шопен - польский композитор и пианист.
Родился в деревне Желязова Воля близ Варшавы. Его отец преподавал французский язык. Очень рано у Фредерика обнаружилось музыкальное дарование. После окончания гимназии в 1827 году его успехи в игре на фортепиано и композиции были такими, что юноша прослыл гением. Он начал выступать в концертах, стали печатать его первые сочинения.



Шопен писал исключительно для фортепиано и для ансамбля с солирующим фортепиано. Его перу принадлежат два концерта, три сонаты, четыре баллады, четыре скерцо, двадцать один ноктюрн, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, а также шестнадцать песен.

Джоаккино Россини - итальянский композитор, дирижёр, пианист, скрипач, виолончелист, музыкальный деятель.
Родился в г. Пезаро в семье музыкантов (отец играл в духовом оркестре, мать была оперной певицей) В юности пел в хоре, аккомпанировал на клавесине, играл на скрипке. В 1806 году был отдан учиться в Болонский музыкальный лицей. На первом году занятий, в 14 лет, сочинил оперу «Деметрио и Полибо» и был избран членом филармонической академии.
С 1810 года его новые оперы ставятся по всей Италии. Мировую известность Россини принесла опера «Севильский цирюльник», которую он написал в 24 года. Композитор выезжал в разные города мира, руководил театром Итальянской оперы, затем получил должность «первого композитора короля». Опера «Вельгельм Тель» считается вершиной его творчества.

Рихард Вагнер - немецкий композитор, дирижёр, драматург, критик, музыкальный и общественный деятель.
Родился в г. Лейпциге. Учился в Дрезденском университете, слушал лекции по философии и эстетике. В детстве не чувствовал особенного влечения к музыке. Сильное впечатление произвело на него знакомство с произведениями Бетховена, после чего он начал брать уроки фортепианной игры и теории музыки. Из сочинений Вагнера особо популярны оперы «Лоэнгрин», «Тангейзер», оперная тетрология «Кольцо Нибелунгов».

Феликс Мендельсон - немецкий композитор, представитель романтического направления в музыке.
Он родился в Гамбурге, в семье банкира. Рано обнаружив музыкальные способности, Феликс осваивал скрипку и фортепиано,изучал теорию музыки. Ещё в детстве он начал сочинять. В доме отца часто устраивались музыкальные собрания с участием небольшого оркестра. Исполнялись на них и произведения юного Феликса: в 11 лет он был уже автором одной скрипичной сонаты, двух фортепианных, маленькой кантаты и маленькой оперетты. В 14 лет написал концерт для двух фортепиано с оркестром, а в 15 лет - симфонию. В 1829 году под управлением молодого композитора состоялось первое исполнение «Страстей по Матфею» после смерти их автора - так Мендельсон возродил для слушателей музыку Баха. А в 1843 году Мендельсон основал в Лейпциге консерваторию, куда пригласил преподавать Шумана. Феликс Мендельсон оставил после себя громадное количество сочинений. Наиболее выдающимися считаются оратории «Павел», «Илия», скрипичный и фортепианный концерты, песни без слов для фортепиано, музыка к комедии «Сон в летнюю ночь».

Пётр Ильич Чайковский - русский композитор, поднявший на небывалую высоту отечественное симфоническое искусство, дирижёр, критик, педагог.
Родился в городе Воткинске Вятской губернии. Учился в Петербурге в Училище правоведения, где много времени посвящалось занятиям музыкой.



После окончания училища служил чиновником юстиции. Завершил музыкальное образование в открывшейся в 1862 году Петербургской консерватории, учеником А. Рубинштейна. С 1866 года -профессор Московской консерватории, автор первого русского учебника по гармонии, музыкальный критик газеты «Русские ведомости». Первые шаги его на композиторском поприще были встречены недружелюбно как публикой, так и критикой. Но позже его музыка завоевала колоссальную популярность в России и за рубежом. Особенно любимы публикой оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички», «Пиковая Дама», балеты «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,с неизменным успехом исполняются шесть симфоний Чайковского, «Концерт для фортепиано с оркестром», «Скрипичный концерт» и романсы, которых композитор написал более ста. Концертировал за рубежом в основном в Европе и США и стал первым русским композитором, удостоиным мирового признания.

Михаил Иванович Глинка - русский композитор.
Родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. В раннем детстве он проявил свои музыкальные способности к колокольному звону. Михаил учился играть на скрипке, флейте, фортепиано. Когда ему исполнилось 13 лет, отец привёз сына в Петербург и поместил в пансион при Главном педагогическом институте, где Глинка и получил общее образование. Там же он продолжил музыкальные занятия. В 18 лет написал свои первые сочинения. Во время поездки в Италию, где он познакомился со многими знаменитыми композиторами, у Михаила родилась мысль о создании народной русской оперы. Вернувшись в Петербург, он сблизился с Жуковским, Пушкиным, Гоголем и другими литераторами.



Они восторженно приняли его идею. Жуковский подсказал сюжет об Иване Сусанине. За два года Глинка написал оперу «Жизнь за царя», которая имела громкий успех у публики. Через шесть лет была закончена вторая опера Глинки «Руслан и Людмила». Тогда зрители приняли её холодно, будучи ещё не готовы оценить своебразие национального характера. А между тем имя Глинки было уже широко известно за границей, им восхищались Ференц Лист и Гектор Берлиоз… Михаил Глинка считается основоположником русской музыкальной классики. После появления его опер можно было сказать, что русская музыка вступила в состязание с музыкой Запада. Очень популярны симфонические произведения Глинки - «Вальс-фантазия», «Аргонская охота», «Камаринская». Многие романсы Глинки (всего их более 80) стали образцами вокальной лирики - «Сомнение», «Жаворонок».

Николай Андреевич Римский-Корсаков - замечательный русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.
Родился в г. Тихвине. Заметив музыкальную одарённость мальчика, родители учили его музыке с 6 лет - насколько это было возможно в условиях глухого уездного городка, где никогда не устраивались концерты. Впрочем, согласно семейной традиции, Николая готовили прежде всего для службы Отечеству на флоте, поэтому в 12 лет он поступил в Петербургский Морской кадетский корпус.
Большое значение в жизни Николая имело знакомство его в 17 лет с композитором Балакеревым: Николай примкнул к музыкальному сообществу, названному позднее «Могучей кучкой». В кружок Балакерева входили Ц. Кюи, М. Мусоргский и А. Бородин. Их связывали совместные занятия, большая дружба, общие взгляды на музыкальное искусство.



В результате, после возвращения из трёхлетнего кругосветного плавания Николай Андреевич решил серьёзно посвятить себя музыке, не оставляя морской службы.
После создания Первой симфонии, музыкальной картины «Садко» и симфонии «Антар» он был приглашён в Петербургскую консерваторию, профессором которой оставался до конца жизни. Н. А. Римский-Корсаков написал учебник по гармонии, составил сборник «100 русских народных песен», оставил после себя большое композиторское наследие во всех музыкальных жанрах, но самая весомая часть его творчества - 15 опер. Среди которых наиболее известны «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Царская невеста», «Майская ночь». Очень популярны его симфонические произведения «Шахерезада» и «Испанское каприччио».

Александр Порфирьевич Бородин - один из ярчайших русских композиторов 19 века, учёный-химик, доктор медицинских наук, общественный деятель.



Родился в Петербурге. Мальчик получил домашнее образование, экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости, потом поступил в Медико-хирургическую академию. С детства у Александра проявились две страсти - к музыке и химии. С 8 лет он учился игре на фортепиано и флейте. Виолончель освоил сам, чтобы познакомиться с камерной музыкой. Так же самостоятельно изучал композицию. Окончив Медико-хирургическую академию, став впоследствии её профессором, Бородин не оставлял своих музыкальных занятий. Совмещая преподавательскую деятельность, Бородин сочинил три симфонии, два струнных квартета, ряд романсов. Наиболее знаменита его опера «Князь Игорь», которую он писал на протяжении многих лет урывками из-за недостатка времени. Композитор так и не успел закончить её, но после его смерти Николай Андреевич Римский-Корсаков, его близкий друг, вместе со своим учеником Александром Глазуновым завершили и инструментировали «Князя Игоря».

Бела Барток - венгерский композитор, пианист, педагог, музыкальный фольклорист.
Творчество Барток связано с венгерским крестьянским фольклором, который композитор видоизменял с помощью экспериментов в области авангардной музыки. Среди произведений: два балета, опера, оркестровые и камерно-инструментальные сочинения, романсы, а также фортепианные пьесы.

Герман Беренс - шведский пианист, дирижёр, педагог и композитор.
Родился в Германии, но получил известность в Швеции как аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыке в Стокгольме. Особой популярностью пользуются его этюды для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов.

Анри Бертини - французский пианист и композитор.
Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники.

Корнелиус Гурлитт - немецкий композитор, церковный органист и дирижёр хорового общества в Альтоне.
Преподавал в Гамбургской консерватории. Автор сборников и «альбомов» фортепианных миниатюр для домашнего музицирования, концертных пьес для детей и юношества.

Дмитрий Борисович Кабалевский - советский композитор, педагог и общественный деятель.



Внёс ценный вклад в область музыки для детей и юношества. Творческое наследие составляют оперы, произведения для хора и оркестра, инструментальные концерты, симфонии, романсы и песни. Широкое распространение получили детские фортепианные пьесы.

Луи Келлер - немецкий композитор, пианист и педагог.
В 1847 году в Кенигсберге открыл школу для обучения игре на фортепиано. Приобрёл известность как автор фортепианных этюдов, которые используются в учебном репертуаре юных пианистов.

Кристиан Готфрид Краузе - немецкий композитор, юрист и литератор.
Учредил в Потсдаме музыкальный и художественный салон, который привлекал внимание писателей, поэтов и музыкантов. Опубликовал сборники, содержащие песни К. Ф. Э. Баха и других композитор. Сочинял кантаты, произведения для театра, камерную музыку.

Кондрад Макс Кунц - немецкий композитор, один из основателей и дирижёр Мюнхинского мужского любительского хорового общества.
Автор популярных вокальных квартетов, фортепианной музыки - 200 канонов для развития координации рук и беглости пальцев при игре на фортепиано.

Феликс Лекуппе - французский пианист, педагог и композитор.
Окончил Парижскую консерваторию. С 1843 года преподавал в консерватории фортепиано и гармонию. Автор фортепианных пьес, этюдов и песен.

Анри Лемуан - французский пианист, педагог, композитор, музыкальный издатель.
Автор педагогического репертуара для фортепиано - сонат, этюдов, составитель школы на этом инструменте.

Карл Альберт Лёшгорн - немецкий пианист, педагог и композитор.
С 1851 года профессор Королевского института церковной музыки в Берлине, преподавал игру на фортепиано. Автор фортепианных сонат и концертов, опубликовал практическую фортепианную методику.

Луи Стреаббок - бельгийский композитор и пианист.
Написал более тысячи фортепианных пьес. Свой псевдоним взял от настоящей фамилии Гоббаертс, прочитанной слева направо.

Даниель Готлиб Тюрк - немецкий композитор, органист, музыкальной теоретик и педагог.
Его труд «Школа игры на клавире» сочетает учение о музыке в целом с техническими вопросами клавирной игры. Это последний труд подобного рода опубликованный до наступления эры господства фортепиано.

Карл Черни - австрийский композитор, пианист и педагог.
В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Создал одну из крупнейших пианистических школ перой половины XIX века. Среди учеников - Ф. Лист, Т. Лешетицкий. Важную роль наследия Черни составляют многочисленные этюды и упражнения, которые до настоящего времени успешно используются в педагогической практике.

Людвиг Шитте - датский пианист и композитор, ученик Ференца Листа.
Как педагог с успехом работал в Вене и Берлине. Автор несложных фортепианных пьес и этюдов, адресованных начинающим пианистам.

Иоганн Себастьян Бах.



Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе (Тюрингрия). Он был восьмым ребёнком и принадлежал пятому поколению семьи музыкантов. Иоганн Себастьян получил первые уроки музыки у своего отца. В семилетнем возрасте Иоганн Себастьян начал посещать латинскую школу в Эйзенахе. Неизгладимое впечатление об органном искусстве осталось у него после знакомства с двоюродным братом отца Иоганном Кристофором, который был органистом и композитором.
Родители мальчика умерли, когда ему было десять лет. Иоганн Себастьян переехал жить к своему брату Иоганну Кристофору, который был учителем музыки в церковной школе в городе Ордуфе. Брат и стал учить Иоганна Себастьяна игре на органе, клавесине, а также композиции.
Через пять лет Иоганн Себастьян переехал в Люнебург и поступил хористом в школу мальчиков при монастыре Михаэлиса. В хоре он пел сопрано, а когда голос начал ломаться, стал скрипачём в церковном оркестре. Юный Бах много времени проводил в школьной библиотеке, самостоятельно изучал музыку. Он служил скрипачём, альтистом и органистом в частной капелле герцога Вельгельма Эрнста. В том же году он переезжает в Арнштад на место органиста Новой церкви и руководителя школьного хора. Однажды церковь предоставила ему отпуск, и жаждущий знаний Бах пешком отправился в находящийся в двухстах милях городок послушать великого органиста того времени Дитриха Букстехуде. В 1707 году Бах получил место органиста в Мюнхене и женился. У него было семь детей, из которых выжили только четверо.



В 1708 году Бах вернулся в Вейрман и стал придворным и камерным музыкантом, а потом и придворным концертмейстером. Но из-за споров с герцогом Бах решил уволиться. Герцог был рассержен настолько, что даже посадил композитора на целый месяц в тюрьму. Новую работу капельмейстера Бах нашёл при дворе князя Леопольда. В этот период Бах создал инструментальные произведения, в которых предстал как открыватель нового времени: «Брандебурские концерты» - сольные концерты для различных инструментов, произведения для клавира, в том числе «Хорошо тепмперированный клавир»
В 1723 году в возрасте 38 лет Бах переезжает в Лейпциг, где и остаётся до конца своей жизни. Он выиграл конкурс на должность кантора-учителя певческой школы церкви св. Фомы. В его обязанности входило создание музыки для церковных служб. В этот период Бахом написаны пять годовых циклов кантат для каждой воскресной службы и всех праздников церковного календаря и такие знаменитые духовные произведения как «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», «Магнификат», и «Высокая месса». Иоганн Себастьян Бах ушёл из жизни 28 июля 1750 года в Лейпциге и был похоронен на кладбище Иоганнис. 28 июля 1949 года гроб с останками Баха был перенесён в хоры церкви св. Фомы.
При жизни Баха его сочинения практически не издавались. Лишь несколько клавирных пьес были напечатаны на личные средства. Жизнь Баха была очень насыщена работой, и он видел в своём творчестве результат терпеливого труда и учения. Бах много времени тратил на музыкальное образование своих детей и учеников: «… в своё время вы будете стараться передать то немногое, что получили от меня, другим хорошим людям». Будучи глубоко верующим христианином Бах, придерживался церковных канонов в музыке и её исполнении. В 1717 году в качестве посвящения к своей «Органной тетради» он написал: «Во славу Божью, ближнему на поученье».
Бах - один из величайших представителей мировой культуры. Его творчество отличается всеохватностью жанров (кроме оперы), Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ.
Произведения для клавира.
Слово «клавир» во времена Баха служило общим обозначением для всех клавишных инструментов: от органа до клависина и клавикорда (любимого инструмента Баха). Исполнители того времени по строению и, возможно, по цифрованному басу определяли, для какого инструмента произведение предназначено: для органа или клависина. Клавирная музыка Баха сегодня, как правило, исполняется на фортепиано.
У жены Баха было превосходное сопрано и она пела на многочисленных концертах, где Бах был капельмейстером. Бах написал для неё несколько своих лучших арий. Бах подарил жене специальную тетрадь, которую теперь мы называем Нотной тетрадью Анны Магдалены. Анна Магдалена собрала в неё множество менуэтов, полонезов, мюзетт, частей сюит и других произведений, которые представляют собой идеальный материал для занятий на клавире и домашнего музицирования. Некоторые пьесы были добавлены самим Бахом и его детьми. В книге представлена музыка, которая нравилась всей семье. Каждый юный пианист разучивает пьесы из «Нотной тетради».
«Страсти», или как их ещё называют, «пассионы» - это описание страданий и смерти Иисуса Христа. «Страсти по Матфею» были впервые исполнены в Страстную пятницу, 15 апреля 1779 года, в церкви св. Фомы в Лейпциге. Произведение очень театрально по стилю исполнения. Евангельский текст, излагаемый речитативом, лирические арии и хоры, протестантские хоралы а капелла в сопровождении органа образуют три различных плана в раскрытии трагической идеи.
«Рождественская оратория» была написана в 1734 году и в сущности является циклом из шести отдельных кантат. Оратория основана на библейском сюжете о появлении на свет Спасителя мира младенца Иисуса. Она подразделяется на речитативы, сольные номера и части в исполнении хора. Но всё же у Баха были неприятности от того, что он делает духовную музыку слишком похожей на оперу.