Игорь Муханов



Раз в году, а именно на масленицу, появлялся в селе Усолье весёлый отшельник. Встанет на чьём-либо пути, хлопнет три раза в ладоши и обернётся синим забором, на котором солнце, луна и часты звёзды нарисованы. Забор длинный-предлинный: только и остаётся человеку, что перелезть через него или перепрыгнуть!

Весёлые игры - масленицы украшение. Соломенное чучело Зимы на солнце бесцветным пламенем горит. Сложенные в стопку блины - как золотые колонны. Мало-помалу к синей диковинке привыкли.

Посчитали тот забор игрою забавной и стали через него прыгать - все-все. И никто, будь то баба брюхатая или старик трухлявый, за него и валенком почему-то ни разу не задел.

Только на вторую масленицу заметили: забор тот то ниже, то выше становился. Смотря от того, кто прыгал. По прыгливости, так сказать, человека и препятствие вырастало! Удивились и ещё больше синюю диковинку полюбили.

Даже Федька Кузьмин, герой Крымской войны, от игры той весёлой не уберёгся. Забыл видно, в общем раже победном, что ноги у него от самого туловища отрезаны. Выполз на тропку разбеговую - забор перед ним не выше крылечной ступеньки предстал. Руками в снег упёрся и туловище своё, как пешку шахматную, через тот забор перенёс… Плакал от радости до самой ночи!

А вот барский конюх Никита полюбил не только весёлую игру, но и самого отшельника. Стал он к нему в жигулёвские горы наведываться. Уйдёт - и два-три дня пропадает. От этого ли, или ещё по какой причине, да только вырос перед Никитой на третью масленицу забор высотой с Молодецкий курган. Никита не струсил - разбежался и прыгнул. По небу как раз большое облако проплывало. Никита в него залетел, а обратно - не вылетел!

Барин, владелец всей Луки Самарской, понятное дело, обиделся. Непорядок, когда его крепостной живым на небо попадает! Причислил барин Никиту к беглецам, а в потакательстве ему не Бога, как следовало бы, а усольских крестьян обвинил.

Объявил он крестьянам такой указ: или они ему Никиту живым или мёртвым доставят, или пущай за него всем селом горшок золота выплачивают. А если ни то и ни другое в течение месяца барин не получит - быть всему селу, от мала и до велика, битым плетьми беспощадно!

Вот назначенный месяц к концу подходит - где же крестьянам Никиту разыскать, где и горшок золота раздобыть? На исходе последнего дня является откуда-то из Жигулей сам Никита, и прямо к барину. "Я, - говорит, - тебе больше не слуга. И сельчан моих ты не тронь: они тут ни при чём. А что горшок золота за свободу мою требуешь - что ж, будет тебе эта жёлтая ерунда!"

Хлопнул Никита три раза в ладоши и в воздухе, как печной дымок, растворился. Смотрит барин, а на том месте, где Никита прежде стоял, глиняный горшок, полный золотых червонцев, блестит. Подбежал, стал пробовать монеты на зуб - самые настоящие! Отнёс барин горшок тот в подвал и ссыпал всё золото в сундук.

Стал внимательно затем сам горшок разглядывать. Оказался весьма грубой работы, блескучей глазурью даже не покрытый! Хотел было выбросить его на помойку, но почему-то раздумал. Запер и золото, и горшок в подвале и спать отправился.

Всю ночь барину снилось, будто бы цари иноземные у него золото выкрасть хотят. Утром пришёл в подвал с проверкой. Золото на прежнем месте лежало, а никому не нужный горшок куда-то бесследно исчез.

Из книги "Сказы и байки Жигулей". Автор Игорь Муханов