Марина Гаталова
История полна тайн и загадок. О них мы узнаем из книг, а с некоторыми сталкиваемся во время путешествий.
Предание о том, что император Александр I и живший в Сибири старец Федор Кузьмич - один и тот же человек, знают многие. Я тоже читала об этом. В сентябре этого года во время паломнической поездки к святыням Крыма мы побывали в Балаклавском Свято-Георгиевском Фиолентовском монастыре. Наша экскурсовод рассказала нам о существующем предположении, о том, что император Александр I после своей мнимой смерти в Таганроге некоторое время находился в этом монастыре, прежде чем объявиться в Сибири как старец Федор Кузьмич. От нее я узнала, что старец Федор Кузьмич причислен к лику святых и почитается как святой праведный Феодор Томский. Это побудило вновь вернуться к некогда интересовавшей меня тайне истории.
Император Александр I родился 12(23) декабря 1777 года и был старшим сыном будущего императора, а в то время наследника престола, Павла I. Имена старшим внукам Александру и Константину дала их венценосная бабушка-императрица Екатерина II. Старший внук был назван в честь Александра Македонского, а крещен в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Екатерина Великая полагала, что « от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю - святости или героизма». Второй внук был назван в честь Константина Великого. С самого раннего возраста старшие внуки были разлучены с родителями и воспитывались бабушкой.
Александр был любимцем бабушки, он перенял от нее многие черты характера. Екатерина Великая видела в нем наследника престола и неоднократно говорила, что передаст правление внуку, минуя его отца. Константина она прочила на греческий престол. Цесаревичи получили хорошее воспитание и образование. Но можно представить, что чувствовали дети, разлученные с родителями, сестрами и братьями. По прихоти императрицы Екатерины цесаревич Павел видел соперника в своем сыне… Екатерина Великая рано (в 16 лет) женила своего старшего внука. В своей супруге Елизавете Алексеевне Александр обрел хорошего друга.
По преданию после инсценированной смерти супруга императрица Елизавета Алексеевна последовала его примеру и стала затворницей Новгородского Сырковского Девичьего монастыря - Верой молчальницей.
6 ноября 1796 года умерла императрица Екатерина Великая, и на престол взошел ее сын император Павел I, который попытался изменить все, сделанное своей венценосной матерью за 34 года правления.
Особое недовольство среди дворянского сословия вызвали реформы императора Павла, касающиеся установления жесткой цензуры, запрета ввоза из-за границы книг и поголовного обязания дворян нести службу. В результате заговора 12 марта 1801 года Павел I был убит. Нет достоверных подтверждений тому, что цесаревич Александр участвовал в заговоре. Историки склоняются к предположению, что ему было известно о том, что заговорщики хотят заставить подписать императора акт об отречении от престола, но он не желал смерти отца.Несомненно, смерть императора Павла I, сильнейшим образом повлияла на императора Александра.
Вступив на престол в возрасте 23-х лет, император Александр I объявил, что при его правлении все будет «по закону и по сердцу» как при «в Бозе почившей августейшей бабке государыне Екатерине Великой» и подтвердил свои слова проведенными реформами. Известно, что в результате реформ были восстановлены денежные пособия на содержание научных учреждений, отменена жесткая цензура и разрешен ввоз литературы из-за границы, священнослужители были освобождены от телесных наказаний, укрепилась армия, с успехом закончились войны с Турцией, Персией, Швецией. К России были присоединены земли Восточной Грузии, Финляндии, Бессарабии и герцогства Варшавского. Победой закончилась война с армией Наполеона. После войны 1812 года император Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав, стал руководителем Венского конгресса 1814-1815 г. и организатором Священного союза. Александра I при жизни называли Благословенным. Но при этом император неоднократно говорил о том, что желал бы отказаться от престола и жить в уединении. Александр I был глубоко верующим человеком. Достаточно сказать, что даже утренние и вечерние молитвы он совершал, преклонив колени, от чего на них образовались мозоли. Из сохранившихся писем императора видно, что во всех своих делах он уповал на Волю Божию. Не имея прямых наследников, государь назначил наследником престола своего третьего по старшинству брата Николая, поскольку брат Константин отказался от престола. Умер Александр I в возрасте неполных 48 лет 19 ноября (1 декабря) 1825 года в Таганроге, куда выехал с супругой для поправки ее здоровья в сентябре того же года. Вот как описан отъезд императора из Петербурга в книге Г.Василича «Император Александр I и старец Федор Кузьмич»: «В 4 ¼ часа пополуночи коляска, запряженная тройкою, остановилась у монастырских ворот Невской лавры. Александр, в фуражке, шинели и сюртуке без шпаги, поспешно вышел из коляски, приложился к кресту, был окроплен святой водою, благословлен митрополитом Серафимом и, приказав запереть за собой ворота, направился в соборную церковь. Войдя в собор, Александр остановился перед ракою Александра Невского, и началось молебствие… Александр плакал во время молебна. Дальше Александр был еще более потрясен при посещении кельи схимника этой лавры, у которого вместо постели в келье стоял гроб».
В октябре по приглашению Новороссийского генерал-губернатора М.С.Воронцова, император отправился в Крым, где провел осмотр флота, казарм, военного госпиталя и укреплений в Севастополе, а также посетил церкви, Георгиевский и Успенский монастыри. В Таганрог он возвратился в начале ноября больным и через 2 недели умер. Было произведено вскрытие и бальзамирование тела императора, а затем оно было помещено в свинцовый и деревянный гробы, о чем свидетельствуют документы.
Похоронная процессия прибыла в Царское Село только 28 февраля 1826 года, а погребение в усыпальнице Петропавловской крепости состоялось 13 марта.
Осенью 1836 года в Пермской губернии был задержан странник, который отличался необычными внешностью и поведением. Наружность и манеры человека благородного происхождения не соответствовали простой крестьянской одежде, в которую он был облачен. На допросе в земском суде он назвал себя Федором Козьминым, бродягой 70 лет, не имеющим документов, неграмотным, православного вероисповедования, не помнящим своего происхождения. С радостью он принял наказание за бродяжничество – 20 ударов плетью и ссылку в Сибирь на поселение. В марте 1837 года он под конвоем был доставлен в Томскую губернию. В житии святого праведного Феодора Томского сказано, что во время следования этапом к месту ссылки, старец своей заботой о слабых и больных арестантах, утешительными беседами расположил к себе не только собратьев по этапу, но и конвойных солдат и офицеров. Первые несколько лет ссылки Федор Кузьмич провел на каторжном Краснореченском винокуренном заводе. Затем, в поисках уединения и безмолвия он часто менял места проживания. Последние годы старец провел в Томске, поселившись у почитавшего его купца Семена Хромова.
Житие святого праведного Феодора Томского содержит сведения о том, что старец вел благочестивую жизнь, полную самопроизвольных лишений. Он довольствовался малым: жил в тесной келье, был воздержан в пище, питаясь хлебом и водой, спал на доске, имея вместо подушки чурбан, одевался в простую одежду, однако был очень аккуратен. Но даже в бедной одежде он выглядел человеком благородного происхождения. Был благовоспитан и образован. В келье старца находилось много картинок и икон, подаренных почитателями. С собой он принес только Евангелие, распятие и икону святого благоверного князя Александра Невского, которого он особенно почитал. Многие отмечали внешнее сходство Федора Кузьмича с императором Александром I. Все свободное время Федор Кузьмич посвящал молитве, после его смерти обнаружилось, что колени старца покрыты толстыми мозолями от частых и продолжительных коленопреклоненных молитв. Старец регулярно посещал церковную службу, но всегда старался встать в храме так, чтобы быть незаметным. Когда Томский епископ предложил ему становиться в молельной комнате епископа рядом с алтарем, старец отказался от этой чести. Он имел духовников, у которых исповедовался. Сохранилась составленная им молитва:
«О, Владыко, человеколюбче Господи, Отец, Сын и Святой Дух, Троица Святая! Благодарю Тя, Господи, за Твое великое милосердие и многое терпение. Аще бы не Ты, Господи, и не Твоя благодать покрыла мя грешного во вся дни и нощи, и часы, то уже бы аз, окаянный, погибл ,аки прах, пред лицеем ветра за свое окаянство и любность, и слабость, и за все свои преестественные грехи. Уже бо не престаю и не престану часа того, чтобы не сотворить греха, а когда восхотех приити ко отцу своему духовному на покаяние, отча лица устыдихся, грехи утаих, оные забых и не могох всего исповедати срама ради и множества грехов моих; тем же убо покаяние мое нечистое есть и ложное рекомо, но Ты, Господи, ведый тайну сердца моего, молчатися разреши и прости в моем согрешении грешную мою душу, яко благословен во веки веков. Аминь».
Некий инок, увидев эту молитву у старца, попросил переписать ее. Федор Кузьмич велел зайти за ней на следующий день. Инок был удивлен, когда получил текст молитвы в печатном виде. При этом бумага и краска были свежими, хотя вблизи села, где проживал старец, не было печатного станка. Старец скрывал свой почерк, опасаясь, что может быть по нему опознан. Имеются данные, позволяющие предположить, что старец имел переписку с разными людьми через странников и получал сведения о положении дел в России. Федор Кузьмич скрывал свое происхождение и не называл своих родителей даже священникам, говоря, что Святая Церковь о них молится. Епископу Афанасию Иркутскому, навещавшему его, он поведал, что имеет на свой подвиг благословение святителя Филарета митрополита Московского. Старец принимал множество людей, приходивших к нему за советом, учил грамоте, Священному Писанию, истории и географии крестьянских детей. Взрослым рассказывал об исторических событиях, проявляя знание петербургской придворной жизни, любил рассказывать о военных походах и сражениях, вдаваясь в мельчайшие подробности войны 1812 года. Он рассказывал, что Александр I завидовал Кутузову, но когда французы подходили к Москве «император Александр припал к мощам преподобного Сергия Радонежского и долго со слезами молился этому угоднику. В это время он услышал как бы внутренний голос, который сказал ему: Иди, Александр, дай полную власть Кутузову, да поможет Бог изгнать из Москвы французов. Как фараон в Чермном море, так и французы на Березовой речке погрязнут». Старец обладал даром прозорливости, называл по именам обратившихся к нему, говорил о скрытых неблаговидных мыслях и поступках. Бог дал ему и дар исцеления. Врачуя телесные немощи, он указывал на их истинный корень - грех. Почитавший старца купец Семен Хромов был исцелен по молитвам Федора Кузьмича от болезни глаз и читал без очков до своей смерти. По свидетельству Хромова, уступив его настойчивым просьбам, старец открыл ему тайну, завещав не воздавать царских почестей при погребении. Старец Федор Кузьмич умер 20 января 1864 года. В момент кончины старца из дома три раза вышло огненное пламя, замеченное и соседями, и с пожарной каланчи. Пожарные разъезжали, разыскивая место пожара, но ничего не нашли. Погребен был старец в ограде Богородице-Алексиевского монастыря. Над его могилой была воздвигнута часовня, разрушенная в советское время, а сейчас вновь восстановленная. После смерти Федора Кузьмича его келья и могила стали местами паломничества. Многие получили там исцеления от душевных и телесных недугов. Приезжали и члены семьи Дома Романовых, в том числе и святой Страстотерпец Николай II.
Прославление праведного старца Феодора состоялось в 1984 году, имя его было внесено в состав Собора Сибирских святых, память которых празднуется 23 июня. 5 июля 1995 года были обретены святые мощи этого угодника Божия и перенесены в храм Томского Богородице-Алексиевского монастыря. Память святого праведного Феодора Томского празднуется и в день его прославления - 2 февраля.
Тропарь святому праведному Феодору Томскому, глас 4:
Жизни светския праведнее Феодоре удалився, в землю сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьями Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память Твою, отче наш Феодоре.
По Промыслу Божию вскоре после нашего возвращения из паломнической поездки в Крым я встретила женщину, которая была в Томске и посетила храм, где почивают святые мощи праведного Феодора. Она сказала мне, что в Томске не сомневаются, что праведный Феодор это император Александр I.
Но окончательно разрешить эту загадку может только генетическая экспертиза.
Несомненно одно – 19 ноября (1 декабря) 1825 года император Александр I отошел в новую жизнь. Может быть, в Жизнь Вечную, а может быть в жизнь странническую, отрешившись от власти, славы, богатств мирской жизни и приняв образ старца Федора Кузьмича. И мы можем молитвенно воздохнуть о нем, почтив его память, а также попросить заступничества перед Богом у святого праведного Феодора.