Татьяна Любимова



Я очень рано себя помню. И помню, как меня крестили. Это было до рождения моего брата, значит не было ещё трёх лет. Крестили меня в закарпатском селе, восприемника своего я ни до, ни после не видела, знаю только, что его зовут Владимир. На крещении настояла моя бабушка, жившая в Закарпатье.

Помню, как я кричала. Мне было страшно, потому что кругом были чужие люди, всё незнакомое и чужое, и маму из храма выставили.

Кричала до тех пор, пока меня не посадили в купель. Вода была тёплая. И стало очень хорошо. Воздух был наполнен добрыми лицами. Было так хорошо, что я не хотела вылезать из купели. Все засмеялись. Меня пощекотали кисточкой, кисточку я знала, папа-художник, и очень хорошо запахло. Потом мне велели «поцеловать крестик». Что это такое и зачем, я не знала. Человек с большой бородой ( борода меня не пугала, у папы была борода) поднёс крест с распятием к моему лицу. Какой же он «крестик», если такой большой? И почему на нём непонятный человек, и видно, что ему плохо?

Мне опять стало страшно. Но человек с бородой улыбнулся, у него было доброе лицо, и я послушалась. Все обрадовались.

Суть того, что произошло, я поняла уже в начале своего воцерковления, через 14 лет… Кричала я не потому, что не хотела креститься. Я не понимала, где я, что происходит, мне было страшно оттого, что кругом чужие люди и все нервничают. Притом, что я была более чем общительным ребёнком. Незадолго до крещения мне промывали слёзные мешочки, и точно так же чужие люди увели меня от мамы, а потом привязали к столу под ярким светом и больно кололи в глаза. Возможно, и этот негативный опыт сказывался.

Потом я довольно много помогала при крещении. Легче всего было крестить новорожденных. После года редкий младенец не кричал, а после трёх — кричали все. Потому что, на мой взгляд, они пугались незнакомой обстановки, а не таинства как такового.

Опять же, по-моему, если восприемники готовы к выполнению своих обязанностей, они в первую очередь позаботятся о том, чтобы подросшего младенца подготовить к таинству, рассказать, что будет, сводить в храм и т.д. Другой вопрос, что всем всегда некогда, и родителям, и восприемникам… Семилеток я бы оглашала.

Не как взрослых, но они уже очень многое способны понять.