Нелли Рыжкова



Попугай породы жако Гоша сидит на подоконнике и смотрит на улицу. А за окном красиво кружатся пушистые снежинки и медленно падают на землю. Потом он поворачивает голову в другую сторону. Там в белом сугробе стоят большие чёрные кусты полыни, они качаются под тяжестью птиц. Это воробьи облепили ветки, клюют семена. Если кто-то проходит мимо – воробьи веером взлетают на стоящую рядом берёзу, а потом лавиной падают с неё вниз.

Гоше надоело смотреть на эту суету, он ворчит:

– Птичка, птичка.

Потом поворачивается ко мне и произносит:

– Ну, давай поцелуемся.

Я наклоняюсь, он прижимается к моей щеке своим клювом, такой ласковый.

Гоша – это попугай, который живёт у моей подруги, вижу его часто, потому что я ещё и соседка. Когда захожу к ним, Гоша голосом своей хозяйки спрашивает:

– Привет! Чай пить будешь?

Однажды к Людмиле по какому-то делу зашла соседка, бабулька с первого этажа. Увидела в клетке птицу, подошла и внимательно разглядывает, и Гоша тоже внимательно смотрит на неё и вдруг произносит:

– Привет! Чай пить будешь?

Она от неожиданности назад отступила:

– Ты смотри, такая маленькая холера, а говорит, как человек!

Ко мне у Гоши какое-то особое отношение. Людмила говорит, что это любовь. Когда прихожу к ним, сажусь на диван у журнального столика, Гоша вылетает из клетки, приносит в клюве семечко подсолнуха, кладёт передо мной. Я его расшелушиваю, он склёвывает и летит обратно. Так попугай проделывает рейсов пять. Это у нас с ним такой ритуал: сначала звучит предложение о чаепитии, а потом начинается действие с семечками. После этого Гоша летит в свою клетку, садится на качели и поёт.

Репертуар у него разнообразный: тут и «Миллион алых роз», и «День Победы», и «Ромашки спрятались». Но особенно хорошо он поёт голосом Утёсова «Всё хорошо, прекрасная маркиза».

Надо описать жилище Гоши. Это большущая клетка из тонких металлических прутьев. Есть кормушка, поилка, поддон. В одном углу такая толстая перекладинка, на которой он спит. Дальше на боковой стене лесенка в виде шведской стенки, по ней Гоша ходит вверх, как положено, а спускается – вниз головой. Это так забавно!

На другой стороне – зеркало, перед ним на специальном столбике Гоша может подолгу смотреть на себя бесценного. Хотя чего там разглядывать-то? Внешне он ничего особенного собой не представляет: серо-бело-чёрное оперение, круглые жёлтые глаза, тёмно-коричневый толстый клюв и такие же лапки. Но смотрит на себя внимательно и так, и эдак, поворачивая голову. И сам поворачивается, чтобы видеть себя ещё и сбоку. Самое любимое занятие. Зато в это время не ворчит, не скрипит, не разговаривает. Если Гоша молчит, значит, он у зеркала, а если поёт – на качелях. Качели – это такая неширокая дощечка на тонких металлических цепях.

На что-то новое, необычное Гоша реагирует бурно. Как-то пришла ещё одна соседка, Ирина, с маленьким, совсем крошечным котёнком. Тот по полу ползает, издаёт какие-то жалкие писклявые звуки. Гоша всполошился, выскочил из клетки, бегает по краю стола, кричит:

– Птичка! Птичка!

Потом Ирина ушла, мы сидим на кухне. Вдруг из комнаты доносятся скрипучие писклявые звуки. Людмила подумала, что Ирина оставила своего котёнка, позвонила ей. А это, оказывается, попугай усвоил новые звуки и успешно их воспроизводит. Ну, Гоша!

При всём своём миролюбии Гоша не любит детей. Когда к Людмиле приезжают внуки, Гоша садится на карниз над окном и сидит там до тех пор, пока они не уедут. При этом что-то ворчит себе под нос.

А вот один из рядовых случаев. Был какой-то праздник, посидели, пообщались. Мою на кухне посуду. Прилетает Гоша, садится мне на плечо.

Через минуту тянется к уху и осторожно, заговорщически так спрашивает:

– Как собачка лает?

Я сдерживаюсь, чтобы не засмеяться, жду, что дальше будет. Немного погодя он, уже настойчиво и чётко повторяет:

– А как собачка лает?

Я держусь, боюсь его спугнуть.

Гоша подёргал головой, потоптался на моём плече и выдал:

– Ав-ав-ав-ав.

Тут уж я выронила тарелку и от души хохотала, Гоша сразу улетел.

В следующий раз он устроит допрос уже на другую тему, например, как курочка кудахчет или как чайник свистит.

Никакого телевизора не надо, столько эмоций получаешь от общения с этим чудом.

Людмила гипертоник, болеет давно, бывают кризы, поэтому часто вызывает «скорую». Обычно врачи заходят, здороваются, что-то спрашивают.

Очередной вызов. В комнату заходят врачи,

Гоша из клетки:

– Здравствуйте, на что жалуетесь?

Врач от неожиданности чуть свой ящик не уронил, медицинская сестра села на стул.

Потом все дружно смеялись, даже Людмила, превозмогая головную боль. Она услышала это в первый раз. Вот такая у Гоши ассоциация с белыми халатами.

А ещё Гоша любит смотреть телевизор. Если какой концерт показывают, то он иногда что-то подпевает.

А когда хоккей или футбол – кричит:

– Оле-оле-оле-оле, Россия, вперёд!

Иногда на него нападает какая-то тоска, тогда он молча сидит на своей жёрдочке или висит вниз головой на шведской стенке.

Как-то спрашиваю:

– А что это Гоша в миноре?

Людмила говорит:

– Ну, так сама знаешь, коррупция кругом, недовольство правительством, магнитные бури и так далее. Гоша ведь живое существо, на него тоже что-то влияет, даже плохая погода.

Недавно зашла к соседям. Гоша меня не поприветствовал, я этому удивилась. Смотрю – он пасётся на подоконнике, зелень клюёт. Людмила высевает для него в лотки всякие злаки. И как только зелень подрастает, Гоша проводит профилактику авитаминоза. Ох и любит он эту зелень! Потом сидит, смотрит на улицу и то чирикает, как воробей, то каркает, как ворона, то стрекочет, как сорока. А ещё дразнит какую-то неизвестную птичку, свистит с переливами, поёт.

Скоро уезжаю в другой город. Как же я буду жить без кухонных посиделок с чаепитием, без нежного внимательного Гоши? Придётся навещать, а то забудет. А не хотелось бы.