Игумен Агафангел (Белых)
Как молиться Великим Постом? Существует большая проблема соотношения монастырского богослужебного устава и ритма жизни современного города. Духовенству легче: мы живем в ритме службы. А как быть тем, кто работает фиксированный рабочий день? Конечно, следует стараться больше обычного посвятить храмовой, общей молитве. Но, если не получается, то хорошо бы попытаться что-то изменить в своем обычном правиле. Больше молиться — не значит пролистывать больше страниц канонника или молитвослова, чем в другое время. Думаю, это значит уделять больше времени внутреннему обращению к Богу.
Попробуйте отвести себе время: 20–30 минут утром и вечером (кто-то может и больше) на такую сердечную молитву. Попробуйте поклоны с такой молитвой. Не потому что это входит в обязательное постовое правило, а потому что позволит вам иначе ощутить силу такой молитвы. Это невозможно без примирения с теми, кого обидели, с кем имеется немирность. Недаром пост начинается Прощеным воскресеньем.
Не буду ничего лишнего говорить о пище: мера воздержания это личное дело каждого человека или его духовного наставника, если это наставничество основано на обоюдной христианской любви и послушании. Скажу лишь, что часто бывает куда сложнее поститься количественно, чем качественно. Постных и не самых дешевых продуктов сейчас множество. Но мы забываем, что постом еда должна быть самой дешевой с тем, чтобы сэкономленные деньги потратить на добрые дела.
То, что касается моего личного опыта, я скажу, что за время жизни в Церкви пост стал для меня не обязанностью, а потребностью. Богослужебная часть поста, так как я служащий священник, — и без того выполняется по уставу; о качестве еды мне нет нужды заботиться самому, — у нас есть повар и в трапезной тоже все по уставу. Остается та самая покаянная, очищающая душу и, как я считаю, — главнейшая часть Великого Поста, которую ждешь весь год с трепетным предвкушением чистоты и слезной молитвы. Ну и еще: ведь, если начинается Великий Пост, это значит, что уже скоро Пасха!