Прот. Стефанос Анагностопулос
В одной из статей журнала “Эфимериос” (1.11.1956), которая хранилась в архиве приснопамятного старца, отца Арсения Комбуяса, из монастыря Богородицы Скоропослушницы в Навпактосе, описан следующий случай:
Один ревностный и очень деятельный священник однажды увидел сон. Он рассказывает о нем так:
“Я сидел в кресле, изможденный и утомленный работой. Тело мое болело от усталости.
Многие в моем приходе искали драгоценную “жемчужину”. И многим удалось найти ее. Приход процветал во всех смыслах этого слова. Душа моя была полна радости, надежды и смелости. Проповеди мои производили на всех большое впечатление. Множество людей приходило на исповедь. Церковь всегда была переполнена. Мне удалось воодушевить весь свой приход.
Довольный всем этим, я каждый день трудился до изнеможения. Размышляя об этом, я не заметил, как уснул. И увидел следующее:
Незнакомец вошел в мою комнату без стука. Лицо его излучало добро и духовный свет. Он был хорошо одет и держал в руке какие-то приспособления из химической лаборатории. Весь его вид производил странное впечатление. Незнакомец подошел ко мне. Протянув руку, чтобы поприветствовать меня, он спросил:
– Каково твое усердие?
Этот вопрос вызвал у меня большую радость. Потому что я был весьма доволен своей усердностью. У меня ни было никаких сомнений в том, что и незнакомец будет очень рад, если узнает об этом.
Тогда, насколько я помню из своего сна, чтобы показать ему, какую ценность имеет мое усердие, я будто бы достал из своей груди некую плотную массу, которая сияла, как золото. Я положил ее в руку незнакомца.
– Это мое усердие.
Он взял его и аккуратно взвесил на своих весах:
– Весит пятьдесят килограмм, – серьезно заметил он.
Я едва мог сдержать радость, услышав эту цифру. Незнакомец же, с неизменно серьезным выражением лица, записал этот вес на бумаге и продолжил свои анализы.
Он разломил эту массу на фрагменты, положил их в особую химическую посуду и поставил на огонь. Когда масса расплавилась, он снял ее с огня и принялся разделять на составляющие элементы. Вновь затвердев, они приняли причудливые формы. Он постучал по ним молоточком, взвесил и записал вес каждого фрагмента. Закончив, он бросил на меня полный жалости взгляд и сказал:
– Надеюсь, Господь сжалуется над тобой и ты спасешься.
В этот миг он исчез.
На бумаге, которую он оставил на столе, было написано следующее:
“Анализ усердия иерея Х.
Тщательный анализ выявил наличие следующих элементов:
– фанатизм: 5 кг
– любославие: 15 кг
– любостяжание: 12 кг
– стремление к уважению и власти над душами: 8 кг
– показное старание: 9 кг 980 г
– любовь к Богу: 10 г
– любовь к людям: 10 г
Итого: 50 кг”.
Странное поведение незнакомца и взгляд, с которым он со мной попрощался, повергли меня в беспокойство. Но когда я увидел результат его анализа, мои ноги подкосились.
Я хотел было поставить под сомнение верность его подсчетов. Но в тот же миг я услышал вздох незнакомца, который достиг входной двери. Я успокоился и решил мыслить хладнокровно. Но пока я думал, все вокруг меня померкло. И я не мог прочесть написанное на бумаге, которую держал в руке. Меня охватило волнение и страх. Мои уста прокричали:
– Господи, спаси меня.
Я вновь взглянул на лист бумаги. Внезапно он превратился в чистейшее зеркало, отражающее мое сердце. Я ощутил и осознал свое состояние. Со слезами на глазах я стал молить Бога освободить меня от себя самого. В конце концов, я проснулся с воплем тревоги.
Раньше я молил Бога избавить меня от различных опасностей. С этого дня я стал просить Его спасти меня от моего собственного “я”.