Протоиерей Константин Камышанов
Казалось бы, что такого замечательного в обычном епископе из византийского захолустья, жившем тысячу семьсот лет назад? Величественных храмов не строил. Знаменитых монастырей не основал. Тучных подворий не приобрел. В политике не участвовал. В митрополиях не восседал, в советы не входил.
По нашим меркам – очень простой и маленький человек. Но вот, спустя тысячу семьсот лет, его помнит и любит практически весь мир. Неужели его подарки, доброта и простая забота о людях так впечатлила человечество?
Да.
Тысячу семьсот лет его помнят именно за его доброту и отзывчивость. Великолепие императоров, сила полководцев, мастерство художников и ум философов бледнеют пред добротой святого, как свечи пред солнцем.
Где вы, богатые и гордые римляне, жившие вместе со святым Николаем? На земле не осталось даже вашего имени. Кому оно нужно, если в нем нет добра?
Невозможно без сердечной теплоты читать повесть о том, как Николай Чудотворец спас трех девиц. Вот он крадется ночью и бросает в окно бедным девицам приданое – мешочки с золотом. Вот его ловит отец девиц и падает к его ногам…
Радуйся, быстрое нищих услышание; радуйся, скорбящих приятное попечение. Радуйся, триех дев непорочный невестителю; радуйся, чистоты усердный хранителю. Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, всего мира наслаждение. Радуйся, Николае, великий Чудотворче.
Сегодня с большим трудом можно себе представить епископа, крадущегося ночью к нуждающимся с золотом или кредитной картой или врывающегося в зал суда в качестве защитника. Впрочем, всех нас – сегодняшних христиан – тоже трудно представить увлеченными романтикой милосердия святого Николая.
Велики прижизненные деяния святого. Но любит русский народ этого великого святого не только за чудеса, совершенные им в прошлом. Еще больше он любит Чудотворца за те дела, которые он продолжает творить сегодня. Пожалуй, нет такого русского христианина, который хотя бы однажды не принял милости от этого святого.
В нашей Рязанской земле стоит не одна часовня, устроенная простыми людьми в знак благодарности за его чудесную помощь. Стоят на нашей земле десятки Никольских церквей, а были их сотни.
Так, у города Касимова шофер от себя построил часовенку Николе за то, что он под видом седого старичка вытащил его КАМАЗ из крутого оврага и спас его от смерти. В лютый мороз «маленький дедушка» легкой ручкой стронул тяжелую махину, улетевшую в снежную яму, и погнал ее задним ходом на гору.
В голодный военный год он подал одной крестной из Рязани чудесное, необыкновенно красивое и душистое нездешнее огромное яблочко, чтобы она снесла его своему маленькому крестнику. Чудесам святителя нет числа. Весь христианский мир знает своего благодетеля и чтит его.
Но как чтим мы?
Первым делом идем в храм. Вторым делом… А вот тут и нет никаких дел. Да и в самой службе только опытный человек различит те небольшие вкрапления тропарей, что посвящены святителю и вставлены в определенное место литургии. Хорошо, если прочитаешь накануне или выучишь их наизусть, а так, с торопливым хором, ничего и не разберешь.
Святых много. Служба одна, и каждая новая так похожа одна на другую. При свете грандиозного события литургии все остальные моменты гаснут как звезды при свете дня. В храмах его памяти еще поют величание и читают акафист, а так ничего особенного нет.
Да, нам хорошо причаститься в этот день. Святому, конечно, приятно, что и он стал причиной соединения Бога и человека. Причащаясь, мы словно делаем одолжение. Так в детском саду дети старательно едят кашу, чтобы угодить воспитателю.
Взрослый отличается от ребенка тем, что может не только потреблять, но и что-то создавать. Христиане призваны не только получать благодать, но и участвовать в ее стяжании в трудах праведных.
Но мы получаем и получаем, все себе и себе. Мы раз за разом берем у Бога дары, которые надо приумножать и развивать, а не закапывать в глубинах самолюбия. Не возвращаем, тратим и пренебрегаем этими дарами. Мы уверены, что бесконечно брать у Бога в долг – наша святая обязанность, а Его долг – радоваться нашему иждивенчеству.
На литургии происходит половина нашей работы. Вторую часть Божией работы мы должны делать уже сами, выходя из церкви в мир. Так работал Богу святитель Николай. Так нужно делать и нам.
Известно, что любовь относится скорее к деятельности, чем к созерцанию. Поэтому, если мы любим святого, то стараемся не только принять его как дарителя, но сами стать честными работниками малого дела. Мы все в его память должны стать маленькими благодетелями хотя бы на один день. Так сказать, стать маленькими николиными «угодниками».
К сожалению, многие этого не принимают как должное и желанное.
К сожалению, мы часто ограничиваемся медитативной частью благодарения.
К сожалению, во времена Империи государство отвело слишком мало места Церкви, заперев ее в Синоде. Империя давала возможность отдельным меценатам и благочестивым людям творить милостыню. Сами императоры были милосердны. Но Церкви как таковой была оставлена только педагогическая роль.
У нас не сложился церковный институт благотворительности, в котором бы сила народа соединилась с силой Церкви. В милосердии мы не увидели настоятельное требование Церкви, Христа и совести.
При СССР мы еще больше отдалились от благотворительности. Она ушла из нашего сердца. И теперь нужно заново открывать эту страницу духовной жизни. Потому что без милосердия и реальной любви ни о какой духовной жизни речь вообще не может идти.
К сожалению, мы видим и другую крайность, когда Рождество и дни памяти святителя Николая на Западе превращаются в шопинг, в праздник лапландского Пуккалы и фестиваль Пепси-Колы. Гарри Поттер с волшебниками и чародеями встречает Рождество без Христа, и это уже не кажется странным.
Но Церковь – не собес и не клуб для обслуживания скучающих христиан. А также Церковь – не машина для благочестивых медитаций. Она – деятельное Тело Христово.
Итак, два вида памяти святого: западные недели со свечами, пирогами и куличиками и русские медитации. Но пора собрать дух и дело вместе.
Рождество – время даров. Бог принес в жертву Своего Сына. Дары принесли волхвы, поклонившиеся Христу. Дары предложили пастухи, явившиеся у пещеры Богомладенца. В эти дни мы празднуем память того, кто осыпал дарами весь христианский народ – Святителя Николая, епископа Мир Ликийских.
Следовательно, наше участие в Рождестве и чествовании святого тоже должно заключаться не только в одолжении участия в службе, но и в преподнесении нами своих малых даров. В этот день следует дополнить наши церковные славословия дарами любви.
Перед Новым годом у нас в России царит сумасшествие шопинга и выпивок с друзьями и какого-то истерического благодушия, но это все не то. Нужна выделенная от Нового года и сюрпризов Жертва милосердия. Христа ради. Ради памяти святителя Николая.
Кому-то можно подарить свое долгожданное прощение. Кому-то можно подарить свое время и внимание. Кому-то можно просто дать денег. Деньги – чепуха в Царствии Небесном, но нуждающиеся часто плачут от умиления над нашими такими простыми дарами. Или можно попросить Бога послать такую милость, чтобы у нас была возможность просто накормить слабых и несчастных.
Оглянемся вокруг. Голодные и страждущие есть в каждом многоэтажном доме. Это не только старики, многодетные семьи, но и молодые, сильные, несчастные беженцы с Украины. Им сегодня особенно нужны внимание и помощь. Нужно дать работу, денег, продукты, одежду. Сегодня им это так важно. Память о человеческом добре останется у этих людей на всю жизнь. Эта почва крайне восприимчива к семенам добра.
Сказать просто, сделать трудно. Мы охотно берем и с трудом отдаем. Но чтобы взять, нужно чтобы кто-то дал! Ну, а кто даст? Христианин. Потому что настоящие христиане всегда добрые.
Дети видят сердцем. Если спросить ребенка, кто такой святой, то он ответит просто:
– Это очень добрый человек.
Доброта – это не дидактическое упражнение. Она – первая ступень лестницы на небо. Доброта – не долг перед святым. Они нам долги не помнят. На самом деле, она источник радости, которой были наполнены сердца святых и которой они охотно делятся. Милость, в первую очередь, нужна и полезна нам самим. В ней воспитание сердца и наполнение его святостью.
Доброта – не долг, а необходимость. Она желанна сердцу. Она – главный плод нашей реальной духовной жизни. В ней нерв души. Без доброты душа усыхает. Доброта откроет нам врата Рая. По ней Господь узнает, кто мы на самом деле.
Доброта – это проекция святости в мир поступков. Она впервые открывает человеку небесную радость сердца. Она успокаивает и очищает сердце. Она – первый шаг к подобию Бога.
Навык к доброте так очищает душу, что она начинает видеть мир как бы с высокой точки, с которой проступки людей кажутся уменьшенными, а доброта и благородство увеличенными. Близость неба устраняет боль и страх, приносит мир и покой. Злость доброму человеку кажется болезнью и недоразумением. Злословие – травмой, которую наносим сами себе, а самолюбие – погружением в темноту.
Добрый человек дарит, что может, людям и Богу. В этот день памяти святителя Николая у нас будет прекрасная возможность подарить нечто самому святому Николаю чудотворцу. Мы имеем такое прекрасное право. И, возможно, это будет наш первый такой подарок. И, дай Бог, не последний.
Святитель Николай остался в благодарной памяти народа не как богослов, не как владыка-администратор, а как гений доброты. Своей добротой он до сих пор обнимает весь мир, даже нехристиан. День памяти Святителя Николая – это международный христианский день Добра. Это какой-то очень радостный святой. По радости восприятия он подобен прекрасному Серафиму Саровскому. По любви к детям он похож на любвеобильную Божью Матерь.